Действующий

О СРЕДНЕСРОЧНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 16.07.2015)

4.3.4. Развитие местного самоуправления, повышение  эффективности использования муниципальных финансов

Эффективность муниципального управления при реализации различных социальных и экономических программ зависит от их одобрения и принятия населением, от степени доверия населения органам власти муниципального образования и готовности участвовать в реализации своего права на местное самоуправление.

Более активное участие населения в решении вопросов местного значения может быть достигнуто за счет внедрения эффективных инструментов и механизмов привлечения населения к реализации своих прав на местное самоуправление, а также учета и защиты их интересов. Роль местных органов власти в развитии способов реализации населением местного самоуправления заключается в формировании благоприятной среды и повышении уровня гражданской активности населения в решении вопросов местного значения.

Анализ показателей эффективности муниципального управления в части развития местного самоуправления северо-восточных районов Республики Башкортостан продемонстрировал следующие положительные тенденции развития:

практически во всех северо-восточных районах за 2005 - 2010 годы наблюдался рост удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления в данном субрегионе: в Аскинском и Белокатайском районах - на 6%, в Караидельском - на 3%, в Кигинском - на 50%, в Салаватском - на 1%. Данная тенденция обусловлена снижением среднего срока рассмотрения обращений граждан с 27 до 9 дней вместо 30 нормативных, а также ростом числа граждан, принимаемых лично главами администраций муниципальных районов и их заместителями (в среднем по районам на 50 - 60%);

повышение активности населения в исследуемых районах по обращениям в органы власти муниципального образования субрегиона. Самый минимальный рост составил в Кигинском районе - 26%, а наибольший - в Караидельском: увеличение в 6 раз. В целом по северо-востоку активность выросла в среднем в 2 раза. Значительную долю среди всех обращений занимают обращения по вопросам землепользования, строительства и жилищным условиям (80%), что косвенно свидетельствует о высокой активности населения в области жилищного строительства;

рост участия населения в товариществах собственников жилья (далее - ТСЖ) как одной из форм участия граждан в местном самоуправлении. Доля населения, состоящего в ТСЖ в северо-восточных районах, варьируется от 3,75% (Аскинский район) до 100% (Белокатайский район) в зависимости от количества многоквартирных домов и соответствующей жилищно-коммунальной инфраструктуры. Это объясняется тем, что население проявляет большую заинтересованность в повышении качества благоустройства территорий и коммунального обслуживания.

В числе негативных тенденций развития северо-восточных районов Республики Башкортостан выделяются следующие:

заявительный характер обращений граждан - население крайне пассивно в области формирования собственных предложений по решению вопросов местного значения. В Аскинском, Караидельском и Салаватском районах за исследуемый период не было ни одного предложения со стороны населения, в остальных районах доля предложений в общем количестве обращений колеблется от 0,2 до 4%;

увеличение количества жалоб со стороны населения в органы местного самоуправления субрегиона в среднем на 50% - данная тенденция характерна для большинства северо-восточных районов Республики Башкортостан;

слабое взаимодействие населения с органами местного самоуправления поселений - население предпочитает обращаться непосредственно в органы управления муниципальным районом.

Таким образом, ключевыми проблемами развития местного самоуправления северо-восточных районов Республики Башкортостан являются следующие:

низкая активность населения по разработке и продвижению собственных инициатив (предложений) в органы власти муниципального образования в решении вопросов местного значения;

отсутствие эффективной системы коммуникации органов местного самоуправления муниципального района с органами управления поселений, входящих в состав района.

Информатизацию деятельности органов местного самоуправления северо-восточных районов Республики Башкортостан необходимо рассматривать в четырех основных проекциях: информатизация деятельности органов местного самоуправления конкретного муниципального образования; информационно-коммуникационное взаимодействие между органами местного самоуправления районов северо-востока республики; взаимодействие с населением посредством современных информационных технологий; взаимодействие с органами государственной власти Республики Башкортостан.

На основе анализа эффективности использования органами местного самоуправления северо-восточных районов Республики Башкортостан современных информационных технологий выявлены следующие положительные тенденции:

увеличение доли муниципальных услуг, оказываемых населению в электронном виде, в общем количестве муниципальных услуг. За период с 2008 по 2010 год данный показатель увеличился на 50%, по состоянию на 2010 год его среднее значение составляло 12 - 15%. Также положительной является динамика показателя, характеризующего количество муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления муниципальным учреждениям в электронном виде: за последние три года показатель увеличился в среднем на 55 - 60%. Подобная тенденция свидетельствует о необходимости дальнейшего развития данного направления деятельности органов местного самоуправления;

рост обеспеченности муниципальных служащих автоматизированными рабочими местами. За исследуемый период (2005 - 2010 годы) резко возросло количество автоматизированных рабочих мест во всех северо-восточных районах Республики Башкортостан; по состоянию на конец 2010 года в ряде рассматриваемых муниципальных образований количество подобных рабочих мест превышало количество муниципальных служащих. Это говорит о наличии возможностей внедрения современных информационных технологий в текущую деятельность органов местного самоуправления;

увеличение объема средств местных бюджетов, выделяемых на обновление парка вычислительной техники. Во всех рассматриваемых муниципальных образованиях отмечается рост расходов по данному направлению в среднем на 10 - 20% в год. Таким образом, финансирование указанного направления в 2010 году возросло в среднем на 55 - 60% в сравнении с 2005 годом. Регулярное обновление парка вычислительной техники является одним из основных условий использования современного специализированного программного обеспечения, необходимого для автоматизации некоторых процессов деятельности органов местного самоуправления.

В числе негативных тенденций процесса информатизации управленческой деятельности органов местного самоуправления рассматриваемых муниципальных образований выявлены следующие:

отсутствие или неэффективное использование информационно-аналитических систем, позволяющих автоматизировать процесс принятия управленческих решений. Анализ показывает, что большинство муниципальных образований пользуется лишь стандартными офисными приложениями компании Microsoft; только в Мечетлинском и Караидельском районах имеется информационная система компании "Парус". В целом, несмотря на имеющиеся возможности, в анализируемых муниципальных образованиях отсутствует практика применения современных информационно-аналитических систем;

отсутствие единой системы электронного документооборота. Большинство анализируемых муниципальных образований не имеет подобных систем, в единичных случаях используется программа "Дело" (Караидельский и Аскинский районы);

низкая эффективность использования имеющихся информационно-коммуникационных технологий в области взаимодействия с населением, органами местного самоуправления северо-восточных районов Республики Башкортостан и республиканскими органами государственной власти.

Таким образом, ключевыми проблемами информатизации управленческих процессов органов местного самоуправления северо-восточных районов Республики Башкортостан являются следующие:

недостаточный уровень компьютерной грамотности муниципальных служащих;

слабая материально-техническая база мультимедийного и информационно-коммуникационного оборудования;

недостаточно эффективное использование возможностей современных информационных технологий.

Целью развития местного самоуправления северо-восточных районов республики является повышение гражданской активности населения в решении вопросов местного значения путем совершенствования форм взаимодействия населения и органов местного самоуправления.

Основной целью бюджетной политики в северо-восточных районах Республики Башкортостан является повышение уровня саморазвития территорий за счет увеличения бюджетной обеспеченности (главным образом в части собственных налоговых и неналоговых доходов), совершенствования организации бюджетного процесса и роста эффективности управления муниципальными финансами.

Целью информатизации управленческих процессов органов местного самоуправления северо-восточных районов Республики Башкортостан является эффективное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий.