Концепция
Стратегии совершенствования и развития автомобильных дорог
общего пользования Республики Башкортостан регионального
и межмуниципального значения до 2030 года
Содержание
1. Общие положения
2. Обоснование соответствия проблемы, решаемой Стратегией, целям и задачам
социально-экономического развития Республики Башкортостан
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в
рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
4. Возможные варианты решения проблем дорожного хозяйства, оценка
возникающих при их реализации преимуществ и рисков
5. Цели и задачи Стратегии, целевые индикаторы и показатели, позволяющие
оценивать ход ее реализации
6. Сроки и этапы реализации Стратегии
7. Перечень мероприятий Стратегии
8. Источники финансирования Стратегии
9. Механизм реализации Стратегии и ее исполнители
10. Перечень показателей эффективности реализации Стратегии
1. Общие положения
Полноценное и эффективное развитие экономики невозможно обеспечить без опережающего сбалансированного развития транспортной инфраструктуры.
Автомобильные дороги являются уникальным видом транспортных коммуникаций, обеспечивающим не только территориальную целостность страны и единство экономического пространства всех субъектов Российской Федерации, но и внешнеэкономические связи государства и его интеграцию в мировую транспортно-экономическую систему.
Экспертные оценки подтверждают существенное влияние, оказываемое автомобильными дорогами на показатели развития экономики регионов Российской Федерации. Увеличение финансирования дорожного хозяйства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на 1% позволяет в среднем достичь роста объема ВРП субъектов Российской Федерации на 0,83%, оборота розничной торговли - на 0,88%.
Республика Башкортостан занимает выгодное географическое положение, позволяющее получать доходы, связанные с экспортом транспортных услуг, за счет предоставления автомобильных дорог для осуществления транзитных автотранспортных перевозок и обеспечения участников дорожного движения сопутствующими сервисными услугами по их обслуживанию.
Состояние и уровень развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан влияют на обеспечение возможности беспрепятственного перемещения населения республики для удовлетворения его социальных и производственных потребностей, а также определяют эффективность функционирования существующих и динамику развития перспективных производств.
Осуществляемые автомобильным транспортом пассажирские перевозки имеют самую низкую стоимость из всех видов транспорта, что в сочетании с разветвленностью сети автомобильных дорог делает их наиболее востребованными среди всех слоев населения, при этом скорость осуществления перевозок оказывает существенное влияние на уровень подвижности населения.
Автодорожная отрасль является одним из основных системообразующих звеньев, обеспечивающих транспортные связи между элементами производства и социальной сферы Республики Башкортостан, без планомерного развития которых невозможно ускорение темпов развития экономики не только республики, но и соседних (граничащих) с ней субъектов Российской Федерации.
Формирование долгосрочных стратегических направлений развития и совершенствования состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан должно осуществляться исходя из целей социально-экономического развития республики на основе результатов комплексного анализа современного состояния и существующих проблем дорожного хозяйства региона с оценкой преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах их решения.
Эту задачу призвана решить Стратегия совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Обоснование соответствия проблемы, решаемой стратегией,
целям и задачам социально-экономического развития
Республики Башкортостан
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Республики Башкортостан, по состоянию на начало 2011 года составила 25670 км, из которых 787 км - автомобильные дороги федерального значения, 13889 км - регионального и межмуниципального значения и 10994 км - местного значения. Плотность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения в Республике Башкортостан по состоянию на начало 2011 года составляла 182,1 км на 1000 кв. км.
Обеспечивая полноценную жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов, автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения решают большинство транспортных задач и во многом определяют возможности развития административных районов.
Благодаря развитой сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, необходимому уровню их технического состояния обеспечиваются мобильность населения, его доступ к местам приложения труда и объектам социальной сферы, снижаются транспортные издержки и временные затраты на грузовые и пассажирские перевозки и, как следствие, существенно улучшается социально-экономическое положение Республики Башкортостан.
В настоящее время основными проблемами в совершенствовании и развитии автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан на региональном уровне являются следующие факторы:
1) отсутствие сети автомагистралей и скоростных дорог регионального значения, обеспечивающих скоростной режим движения транспортных средств. Основные объемы автомобильных перевозок осуществляются по дорогам федерального значения, доля которых составляет 5,4% от общей протяженности дорожной сети федерального, регионального и межмуниципального значения республики;
2) недостаточная обеспеченность сельских населенных пунктов республики постоянной, круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования. Более 350 сельских населенных пунктов, расположенных на территории республики, не имеют постоянной (круглогодичной) связи по автомобильным дорогам с твердыми покрытиями;
3) недостаточный уровень технического развития сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Из 13889 км данных автомобильных дорог только 3407 км (24,5%) являются автомобильными дорогами II (82 км) и III (3325 км) технических категорий; участки многополосных автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения I технической категории на территории республики отсутствуют;
4) высокая доля автомобильных дорог с покрытием переходного типа, так как из общей протяженности сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения 37% (5142 км) имеют покрытия из щебня или гравия, не обработанных вяжущими материалами;
5) наличие локальных "узких" мест, накладывающих ограничения на полноценное функционирование автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а именно:
грунтовых участков дорог, протяженность которых составляет 186 км;
участков автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, проходящих в границах населенных пунктов, общей протяженностью 1584,1 км;
мостов, имеющих деревянные или каменные конструкции, количество которых составляет 42 единицы, общая протяженность - 450 пм;
железнодорожных переездов в одном уровне в количестве 36 единиц;
6) наличие на сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения участков, работающих на пределе пропускной способности: протяженность участков, имеющих коэффициент уровня загрузки более 1,0, составляет 395,4 км;