ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 февраля 2009 года N 162-р
[Об утверждении Концепции создания автоматизированной информационной системы "Социальная карта Башкортостана" и Концепции присоединения кредитных организаций к автоматизированной информационной системе "Социальная карта Башкортостана"]
В целях дальнейшего развития проекта "Социальная карта Башкортостана" утвердить прилагаемые:
Концепцию создания автоматизированной информационной системы "Социальная карта Башкортостана";
Концепцию присоединения кредитных организаций к автоматизированной информационной системе "Социальная карта Башкортостана".
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.С.Сарбаев
Концепция
создания автоматизированной информационной
системы "Социальная карта Башкортостана"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Основные термины и определения
3. Опыт внедрения автоматизированной системы социальных карт в Российской Федерации
4. Цели и задачи создания автоматизированной информационной системы "Социальная карта Башкортостана"
5. Основные элементы автоматизированной информационной системы "Социальная карта Башкортостана"
6. Унифицированная социальная карта
7. Основные участники Проекта
8. Уполномоченная организация
9. Приложения социальной карты
9.1. Социальное приложение
9.2. Медицинское приложение
9.3. Транспортное приложение
9.4. Налоговое приложение
9.5. Пенсионное приложение
9.6. Банковское приложение
9.7. Дисконтное приложение
10. Порядок эмиссии, обращения и прекращения действия социальных карт
10.1. Порядок эмиссии социальных карт
10.2. Порядок обращения социальных карт
10.3. Порядок прекращения действия социальной карты и отдельных ее приложений
11. Присоединение кредитных организаций к автоматизированной информационной системе "Социальная карта Башкортостана"
12. Эффективность внедрения автоматизированной информационной системы "Социальная карта Башкортостана"
12.1. Затраты на создание инфраструктуры для обеспечения функционирования Медицинского приложения и эффективность его внедрения
12.2. Затраты на создание инфраструктуры для обеспечения функционирования Транспортного приложения и эффективность его внедрения
12.3. Затраты на создание инфраструктуры для обеспечения функционирования Налогового приложения и эффективность его внедрения
12.4. Затраты на создание инфраструктуры для обеспечения функционирования Пенсионного приложения и эффективность его внедрения
12.5. Затраты на создание инфраструктуры для обеспечения функционирования Социального приложения и эффективность его внедрения
12.6. Затраты на создание инфраструктуры для обеспечения функционирования Дисконтного приложения и эффективность его внедрения
12.7. Затраты на создание инфраструктуры, обеспечивающей функционирование Банковского приложения, и эффективность его внедрения
12.8. Затраты на организацию выпуска Социальных карт Башкортостана
12.9. Затраты на организацию программно-аппаратного комплекса для сопровождения РСК
12.10. Итоговая оценка эффективности
1. Введение
Устойчивость и сбалансированность масштабной системы мер социальной поддержки населения, реализуемой в настоящее время в Российской Федерации, возможно обеспечить посредством активного использования современных информационных технологий, позволяющих создать интегрированную информационную систему предоставления и учета адресных социальных услуг на основе унифицированных электронных носителей.
Начало работы было положено еще в 2001 году, когда в республике был реализован проект информирования застрахованных Пенсионным фондом России лиц с применением пластиковой банковской карты системы "АККОРД":
Рисунок не приводится.
Выбирая в меню банковского терминала пункт "Выписка ПФР" в ответ на запрос держатель карты "АККОРД" получает информацию о состоянии индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования.
Рисунок не приводится.
Приведенный ниже пример чека, распечатываемого банкоматом банка, представляет информацию держателю пластиковой карты в случае, если средства пенсионных накоплений в отчетном периоде находились в доверительном управлении выбранной им управляющей компании (например, ЗАО УК УРАЛСИБ):
АО УРАЛСИБ | > | Дата, время получения | |
| ИЗВЕЩ. О СОСТ. ИНДИВИД. ЛИЦ. СЧЕТА |
| информации |
| 1750,50 Р |
| компании, в управление |
В различные периоды времени пользователями этой разветвленной информационно-платежной социальной системы были до 800000 владельцев карт "АККОРД". На сегодняшний день карты "АККОРД" заменяются обеспечивающими более высокую степень безопасности и достоверности проводимых операций картами международных платежных систем.
Начиная с 2006 года в республике реализуется проект по созданию автоматизированной информационной системы "Социальная карта Башкортостана" (далее - Проект). Это направление было определено важным как с точки зрения повышения эффективности использования выделяемых бюджетных средств в условиях внедрения принципов бюджетирования, ориентированных на результативность работы социальных учреждений и мер социальной поддержки, так и с точки зрения обеспечения безопасного доступа населения к индивидуальным персонифицированным ведомственным базам данных, а также с точки зрения актуальности проблемы расширения систем безналичных расчетов.
В отличие от других подобных проектов, реализуемых в регионах России, Проект отличается концептуальной универсальностью, апробированной в широкой практике и основанной на базе различных видов социальной поддержки и помощи, предоставляемой населению за счет бюджетов разных уровней и различными ведомствами федерального, регионального, а теперь и муниципального подчинения. Проект охватит слои населения Республики Башкортостан, имеющие право на социальную поддержку в соответствии с законодательством. На первом этапе - это жители республики, получающие поддержку за счет федерального, регионального, а также местного (муниципального) бюджетов. Количество таких льготников в настоящее время составляет примерно 870000 человек. На втором этапе Проектом будут охвачены студенты и школьники, в дальнейшем же планируется, что Социальная карта Башкортостана станет универсальным электронным удостоверением каждого жителя Республики Башкортостан.
Построение автоматизированной информационной системы позволяет решить следующие основные задачи:
использование социальных карт в качестве единого идентификатора льготника;
создание единого социального регистра населения, содержащего персональную информацию о гражданах республики, имеющих право на получение мер социальной поддержки, а также единого классификатора и кодификатора существующих льгот;
учет объемов социальных услуг, оказанных гражданам, в целях последующего возмещения расходов со стороны государства организациям, оказавшим такие услуги;
учет объемов социальных услуг, оказанных гражданам, в целях последующего расчета размера компенсации, возмещаемой государством льготным категориям граждан.
Социальные карты выдаются на основании письменных заявлений граждан при их обращении в органы социальной защиты населения. Выдача карт осуществляется без взимания какой-либо платы с пользователей карт - граждан, являющихся получателями социальной помощи.
В рамках внедрения единой автоматизированной системы формируются Социальный регистр населения и Регистр социальных карт, обеспечивающие хранение персональных данных граждан и учет их прав на получение различных услуг и льгот, а также базы данных о фактически предоставленных бюджетных услугах, позволяющие обеспечить контроль адресности предоставления и получение достоверного учета целевого назначения льгот.
В целом концепция Проекта позволяет обеспечить:
совместную устойчивую работу межведомственных баз данных;
готовность автоматизированной информационной системы к функциональному расширению и оперативной настройке по мере совершенствования законодательства;
контроль над всеми процессами распределения и эффективного использования бюджетных средств.
По мере развития Проекта предусмотрено привлечение кредитных организаций, работающих на территории Республики Башкортостан, к выпуску и обслуживанию Социальной карты Башкортостана.
Присоединение кредитных организаций к автоматизированной информационной системе "Социальная карта Башкортостана" значительно расширит сеть приема социальных карт, что улучшит предоставление сервиса по Социальной карте Башкортостана и активизирует, развитие системы безналичных расчетов по социальным картам.
Учитывая положения федеральной Концепции создания автоматизированной системы социальных карт, рекомендации по выбору функциональной и организационной архитектуры региональной системы социальных карт, представленные в Федеральной целевой программе "Электронная Россия", а также результаты проведенных пилотных проектов в городах Республики Башкортостан и принятое решение о дальнейшей реализации Проекта, разработана Концепция создания автоматизированной информационной системы "Социальная карта Башкортостана".
2. Основные термины и определения
Акцептант приложений - участник системы, принимающий к обслуживанию социальные карты в рамках соответствующего приложения/приложений социальной карты. В отношении акцептанта приложения допускается использование термина "акцептант социальной карты". В ряде случаев акцептант социальной карты может быть и ее соэмитентом.
Анкета-заявка - документ на бумажном носителе, содержащий волеизъявление гражданина на получение социальной карты, персональные данные и другие данные, необходимые для выпуска социальной карты.
Держатель социальной карты - гражданин, получивший в установленном порядке социальную карту и использующий ее для подтверждения и реализации своих прав на социальную помощь в сетях акцептантов, а также для доступа к персональной информации.
Заявитель - гражданин, имеющий право на социальную помощь и подавший в установленном порядке анкету-заявку на изготовление социальной карты.
Получатель социальной помощи - гражданин Российской Федерации, имеющий право на получение социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан и муниципальных образований Республики Башкортостан.
Приложение социальной карты - подсистема автоматизированной информационной системы "Социальная карта Башкортостана", которая включает в себя совокупность организационно-правовых и информационно-технологических правил взаимодействия участников системы, направленных на предоставление Держателям социальных карт различного вида социально значимых видов услуг.
Программа лояльности - комплекс мероприятий, проводимых в предприятиях торговли, общественного питания и бытового сервиса в целях повышения мотивации Держателей социальных карт на приобретение товара/услуги (предоставление скидок, бонусов и т.д.).
Пункт приема анкет-заявок и выдачи социальных карт (далее - ППВ) - оснащенное необходимыми программно-техническими средствами подразделение органа социальной защиты населения, уполномоченное на работу с гражданами по приему заявлений и выдаче социальных карт. ППВ организуются на территории органов социальной защиты населения.
Социальная карта Башкортостана - многофункциональная именная пластиковая карта, которая выдается жителю Республики Башкортостан, являющемуся получателем социальной помощи и социальных или государственных услуг.
Социальная помощь - совокупность социальных услуг, социальных пособий, субсидий, денежной или натуральной помощи и т.п., которые могут быть предоставлены гражданину или его семье органами социальной защиты населения, здравоохранения, пенсионного обеспечения и иными государственными органами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан и муниципальных образований Республики Башкортостан.
Участники системы - организации, использующие собственную автоматизированную информационную систему для работы с информацией, содержащейся на социальной карте, а также Держатели социальных карт.
Эмиссия социальной карты - создание пластиковой смарт-карты установленного образца с нанесением на ее поверхность и записью в память и на магнитную полосу персональных данных Держателя социальной карты, а также других данных в соответствии с установленными требованиями.