Республиканская целевая программа
профилактики правонарушений и борьбы с преступностью
в Республике Башкортостан на 2012 год
(в ред. Постановлений Правительства РБ от 19.07.2012 N 247,
от 16.11.2012 N 414)
Содержание
Паспорт Программы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
2. Цели, задачи, срок реализации и целевые показатели Программы
3. Ресурсное обеспечение Программы
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
5. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
6. Перечень программных мероприятий
Паспорт Программы
Наименование Программы Республиканская целевая программа
профилактики правонарушений и борьбы с
преступностью в Республике Башкортостан на
2012 год, включающая подпрограмму
"Безопасный город"
Основания для разработки Статья 72 Конституции Российской Федерации;
Программы Поручение Президента Российской Федерации по
итогам заседания Государственного Совета
Российской Федерации от 29 июня 2007 года N
Пр-1293ГС;
распоряжение Правительства Республики
Башкортостан от 1 июля 2011 года N 812-р
Государственный заказчик - Правительство Республики Башкортостан
координатор Программы
Государственные заказчики Министерство молодежной политики и спорта
Программы Республики Башкортостан;
Министерство образования Республики
Башкортостан;
Министерство земельных и имущественных
отношений Республики Башкортостан;
Министерство труда и социальной защиты
населения Республики Башкортостан
Разработчики Программы Правительство Республики Башкортостан;
Министерство внутренних дел по Республике
Башкортостан (по согласованию);
Прокуратура Республики Башкортостан (по
согласованию);
Управление Федеральной службы безопасности
Российской Федерации по Республике
Башкортостан (по согласованию);
Управление Федеральной миграционной службы
по Республике Башкортостан (по
согласованию);
Главное управление Федеральной службы
исполнения наказаний по Республике
Башкортостан (по согласованию);
Управление Федеральной службы Российской
Федерации по контролю за оборотом наркотиков
по Республике Башкортостан (по
согласованию);
Управление Федеральной налоговой службы по
Республике Башкортостан (по согласованию);
Главное управление МЧС России по Республике
Башкортостан (по согласованию);
Башкортостанская таможня (по согласованию);
Управление Федеральной службы судебных
приставов по Республике Башкортостан (по
согласованию);
Управление Министерства юстиции Российской
Федерации по Республике Башкортостан (по
согласованию);
Следственное управление Следственного
комитета Российской Федерации по Республике
Башкортостан (по согласованию);
Управление Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Республике
Башкортостан (по согласованию);
Министерство молодежной политики и спорта
Республики Башкортостан;
Министерство образования Республики
Башкортостан;
Министерство земельных и имущественных
отношений Республики Башкортостан;
Министерство труда и социальной защиты
населения Республики Башкортостан;
Контрольно-счетная палата Республики
Башкортостан;
Министерство связи и массовых коммуникаций
Республики Башкортостан;
Министерство здравоохранения Республики
Башкортостан;
Государственный комитет Республики
Башкортостан по торговле и защите прав
потребителей;
Государственный комитет Республики
Башкортостан по предпринимательству и
туризму;
государственное унитарное предприятие
Телерадиовещательная компания "Башкортостан"
Республики Башкортостан
Цели и задачи Программы Цели:
консолидация усилий органов государственной
власти и общественных институтов в
профилактике правонарушений и борьбе с
преступностью;
укрепление правопорядка и общественной
безопасности;
надежная защита жизни, здоровья, прав и
свобод граждан, а также всех форм
собственности от преступных посягательств;
обеспечение экономической безопасности
Задачи:
укрепление действенной многоуровневой
системы профилактики правонарушений;
повышение эффективности правоохранительных
органов в борьбе с преступностью и
профилактике правонарушений;
совершенствование межведомственного
взаимодействия государственных,
правоохранительных, контрольно-надзорных
органов в вопросах противодействия
преступности;
развитие единой информационно-
технологической и телекоммуникационной
инфраструктуры для повышения эффективности
деятельности правоохранительных органов;
повышение уровня материально-технической
обеспеченности правоохранительных органов и
учреждений, занимающихся профилактикой
правонарушений, сохранение и закрепление их
кадрового потенциала;
проведение сбалансированной миграционной
политики;
повышение правовой грамотности граждан,
формирование позитивного общественного
мнения о правоохранительной системе и
результатах ее деятельности, восстановление
доверия населения к правоохранительным
органам
Срок и этапы реализации 2012 год, без деления на этапы
Программы
Важнейшие целевые индикаторы Уровень преступности;
и показатели Программы динамика тяжких и особо тяжких преступлений
против личности, здоровья населения;
динамика преступлений, совершаемых
несовершеннолетними;
состояние преступности в общественных местах
и на улицах населенных пунктов республики;
динамика корыстно-насильственных
преступлений;
результаты противодействия преступности в
сфере экономики и налогообложения;
социально-криминологическая структура
преступности
Объемы и источники Финансирование Программы будет
финансирования Программы осуществляться за счет средств бюджета
Республики Башкортостан с учетом его
возможностей, а также за счет собственных
средств исполнителей (по согласованию).
Общий объем финансирования Программы из
бюджета Республики Башкортостан составляет
36,5 млн. рублей, из них 25,5 млн. рублей -
на финансирование подпрограммы "Безопасный
город"
Ожидаемые конечные Снижение темпов роста преступности в целом,
результаты реализации ослабление позиций организованной
Программы и показатели ее преступности;
социально-экономической обеспечение экономической безопасности;
эффективности снижение уровня криминализации подростковой
среды;
снижение уровня криминальной активности со
стороны ранее судимых граждан;
повышение эффективности профилактики
правонарушений;
утверждение принципа неотвратимости
ответственности за совершенное
правонарушение;
оздоровление обстановки на улицах и в других
общественных местах, укрепление безопасности
объектов жизнеобеспечения и особой важности;
сокращение латентной преступности;
установление тесной взаимосвязи населения и
общественных институтов с
правоохранительными органами;
укрепление материально-технической базы
правоохранительных органов, социальной
защищенности их сотрудников.
Количественные характеристики ожидаемых
результатов:
снижение уровня преступности (преступлений
на 10 тыс. населения) с 187,6 преступления в
2011 году до 183,0 в 2012 году;
снижение количества регистрируемых
преступлений (в абсолютных показателях от
76000 в 2011 году до 72500 в 2012 году);
сокращение числа совершаемых в общественных
местах преступлений, связанных с угрозой
жизни, здоровью и имуществу граждан (в
абсолютных показателях с 15600 в 2011 году
до 15300 в 2012 году);
снижение количества преступлений,
совершаемых несовершеннолетними (в
абсолютных показателях с 1800 в 2011 году до
1720 в 2012 году)
1. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа
Противодействие преступности, охрана общественного порядка и обеспечение безопасности граждан, профилактика правонарушений всегда являлись важнейшими задачами органов государственной власти, общества в целом. Социально-экономическое и духовно-культурное развитие государства невозможно без достижения серьезных успехов в борьбе с преступностью. На протяжении последних лет, когда страна переживала трудный период радикального переустройства, изменения системы ценностей и приоритетов, находилась в сложной экономической обстановке, проблемы укрепления правопорядка и законности приобрели особую остроту. Кризисные явления в социальной и экономической сферах обострили криминогенную обстановку как в России, так и в Башкортостане. В таких условиях требуется принятие дополнительных, адекватных происходящим процессам мер реагирования, многократно усиливается значение консолидации усилий общества и государства в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью.
Сдерживанию криминального натиска в республике в немалой степени способствует реализация программ борьбы с преступностью. Так, на протяжении последних лет уровень преступности в Республике Башкортостан стал значительно ниже как в сравнении с соседними регионами, так и с Российской Федерацией в целом. В 2010 году в республике сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, убийств и покушений, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.
Несмотря на принятые меры, криминальная обстановка в республике остается достаточно сложной. В структуре и динамике регистрируемой преступности наблюдаются негативные тенденции. Преступная среда своими противоправными действиями разрушает экономику, подрывает общественную мораль и нравственность, дестабилизирует практически все сферы жизнедеятельности, лишает людей чувства личной безопасности, спокойствия, уверенности в том, что никто не нарушит их законные права и интересы.
Особую тревогу вызывает высокая криминальная активность лиц, ранее совершавших преступления, а также иностранных граждан. Растет количество фактов разбойных нападений и краж из квартир, транспортных средств. Сохраняется реальная угроза распространения проявлений экстремизма. Все это свидетельствует о недостаточности проводимой профилактической работы. На сегодняшний день реальная система профилактики правонарушений, результативная деятельность в этом направлении государственных и общественных институтов, участие населения в охране правопорядка требуют дальнейшего развития и совершенствования.
Криминализация общества определяется комплексом факторов. К ним, помимо просчетов, допущенных на этапе проведения реформ в экономической, правоохранительной и других базовых областях государственной деятельности, относятся:
негативные тенденции в экономике государства и связанная с ними деградация представителей отдельных слоев населения;
снижение духовно-нравственного потенциала, правовой нигилизм общества, отсутствие системы правового воспитания граждан;
недостатки в деятельности правоохранительных, надзорных и контролирующих органов, утрата их опоры на население, отток профессиональных кадров, нерешенность проблем правового, материально-технического, финансового, социального и иного обеспечения сотрудников органов внутренних дел;
техническое несовершенство средств и методов профилактики и предупреждения преступности, контроля за криминальными процессами и реагирования на их изменение;
распространение различных должностных злоупотреблений и нарушений законности;
сложные миграционные процессы, происходящие в последние годы в республике и стране в целом.
На современном этапе развития общества все более отчетливо проявляется корыстная направленность преступности, процесс вытеснения примитивного уголовника предприимчивым преступником с изощренными способами и формами преступной деятельности.
С учетом изложенного можно прогнозировать следующие негативные тенденции развития криминальной ситуации в Республике Башкортостан:
рост преступлений против личности, таких, как причинение вреда здоровью, корыстно-насильственные посягательства (разбои, грабежи), кражи всех форм собственности, осложнение обстановки на улицах и в других общественных местах;
дальнейшая криминализация экономики, развитие новых схем и методов совершения экономических преступлений, уклонения от налогообложения;
увеличение объема незаконных операций с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и иными средствами вооружения;