Недействующий

О государственной программе "Развитие транспортной системы Республики Башкортостан" (с изменениями на 29 марта 2023 года)



Железнодорожный транспорт


На территории г. Уфы эксплуатация железнодорожной инфраструктуры общего пользования обеспечивается Башкирским отделением филиала ОАО "РЖД" - Куйбышевская железная дорога.


В границах г. Уфы проходит часть Южно-Уральского хода Транссибирской магистрали (Дема - Уфа - Черниковка - Шакша). К территории города относится станция Уршак линии Дема - Тюльган с выходом на г. Оренбург; по территории городского округа частично проходит южный обход г. Уфы от станции Дема - Южный парк до станции Иглино. В черте г. Уфы вывоз продуктов нефтепереработки и нефтехимии, составляющих большую часть промышленной продукции города, осуществляют станции Бензино-Черниковского узла (Черниковка, Бензин, Восточная, Загородная, Новоуфимская, Лощинная).


В Схеме территориального планирования Республики Башкортостан предлагается строительство новых меридиональных железнодорожных направлений: Уфа - Бирск - Нефтекамск - Амзя (225 км) и Бирск - Чернушка - Кунгур с выходом на г. Пермь (100 км в границах Республики Башкортостан), способствующих развитию транспортных связей г. Уфы с северными районами Республики Башкортостан, межрегиональных и международных связей с портами северо-запада России, Казахстана и Средней Азии, а также в перспективе повышающих объем грузопотоков, проходящих через г. Уфу. Одним из ключевых направлений развития железнодорожного транспорта здесь является повышение его пропускной способности. С этой целью Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года N 877-р, предусмотрено строительство четвертых главных путей на участке Дема - Чишмы (24,6 км). Развитию транспортной инфраструктуры и разгрузке городской территории от проходящих сквозь нее меридиональных и широтных грузопотоков будет способствовать строительство сплошных вторых путей на участке южного обхода г. Уфы направления Дема Южная - Иглино (50 км), предусмотренное Схемой территориального планирования Республики Башкортостан и Генеральным планом города Уфы. В целях снижения нагрузки на железнодорожные станции в пределах городской черты данными документами предполагаются создание железнодорожного обхода Дема - Благовещенск (42 км), а также реконструкция железнодорожных станций Дема, Уфа, Шакша. Кроме того, рекомендуются мероприятия по ремонту и обновлению инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения обращения поездов повышенного веса с нагрузками до 25 - 30 т-сил/ось на участке Кузбасс - Челябинск - Сызрань - порты Азово-Черноморского бассейна, в том числе на участке в пределах г. Уфы.


Для решения проблем пассажирского сообщения в пределах городской зоны рекомендуется использовать для внутригородских перевозок участок Дема - Уфа - Шакша и Дема - Уфа - Загородная с организацией вертикального транспорта и пересадочных узлов. Данные направления актуальны в связи с наличием проблемы доставки жителей от мест расселения к местам работы: Северному и Лихачевскому промышленным районам. При этом предусматривается открытие ряда остановочных пунктов: "Баланово", "Затонская", "Бельский парк".


Железнодорожный транспорт также можно использовать для повышения доступности аэропорта г. Уфы. Так, планируется строительство нового железнодорожного вокзала на станции Уршак для подключения к аэропорту пассажиропотоков меридионального направления. Кроме того, Генеральным планом города Уфы предусматривается строительство электрифицированного железнодорожного пути от станции "Аэропорт" до станции "Уршак" с закрытой посадочной платформой в районе аэропорта. Наличие данной ветки позволит пассажирам добраться до города без пересадок с минимальным количеством остановок.