Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач как Российской Федерации в целом, так и Республики Башкортостан в частности. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб обществу и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети.
Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) на территории Уфимской агломерации погибают или получают ранения свыше 3 тыс. человек, из которых более 250 человек составляют дети и подростки.
По итогам 2014 года в 2649 ДТП погибли 197 человек, в том числе 6 несовершеннолетних участника дорожного движения. 3307 человек получили травмы различной степени тяжести. Тяжесть последствий составила 5,6 погибшего на 100 пострадавших. По итогам 2015 года в 2466 ДТП (-183 ДТП, или -6,9%) погибли 202 человека (+5 чел., или 2,5%), в том числе 7 несовершеннолетних участника дорожного движения (+1 чел.). 3101 человек получил травмы различной степени тяжести (-206 чел., или -6,2%). Тяжесть последствий составила 6,1 погибшего на 100 пострадавших. Всего по итогам 9 месяцев 2016 года зафиксировано 1703 ДТП на территории Уфимской агломерации, в том числе 1332 в г. Уфе, погибли всего 100 человек, ранено 2192 человека. Тяжесть последствий составила 4,4 погибшего на 100 пострадавших.
Анализ дорожной обстановки, складывающейся на территории Уфимской агломерации, позволил установить основные факторы формирования угроз безопасности и комфорта в условиях эксплуатации улично-дорожной сети. Последнее десятилетие характеризуется высокими темпами автомобилизации как в республике в целом, так и на территории агломерации. При этом увеличение парка транспортных средств, эксплуатируемых на территории агломерации, идет в городе Уфе. Парк легковых автомобилей, их число в настоящее время составляет 325318 единиц, а удельный вес в общей численности парка автомобилей - 27 процентов.
Наиболее значимый результат по профилактике ДТП и их последствий за анализируемый период был достигнут на территории ГО г. Уфа РБ, где развернута группировка из 117 стационарных АПК. Максимально используя возможности приобретаемой техники и проводимую оценку мест ее дислоцирования, в 2015 году удалось последовательно сократить общую аварийность. Так, по итогам 2015 года количество автоаварий на улично-дорожной сети города Уфы было сокращено на 9,5%, погибших при них людей - на 5,7%, раненых - на 7,5%. На всех рубежах контроля было зафиксировано снижение уровня аварийности.
Несмотря на снижение аварийности, уровень пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий остается высоким. Основными недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети города Уфы в местах совершения дорожно-транспортных происшествий являются: отсутствие и плохая различимость горизонтальной дорожной разметки (58%), недостатки зимнего содержания (21%), нарушения в размещении наружной рекламы (6%), неправильное применение и плохая видимость дорожных знаков (6%), отсутствие пешеходных ограждений в необходимых местах (5%), дефекты покрытия (3%).
По результатам проведенного анализа ДТП в г. Уфе можно сделать вывод, что аварийно-опасные участки дорог улично-дорожной сети города происходят на оживленных магистральных улицах и их пересечениях. Основным видом ДТП по состоянию на 1 октября 2016 года является столкновение транспортных средств - 72,2%, доля наезда транспортного средства на пешехода - 25,6%. При этом ДТП в результате "наезда транспортного средства на пешехода" регистрируются в равных долях как по вине пешеходов, так и по вине водителей. Одной из основных причин наездов транспортных средств на пешеходов является нарушение водителями правил проезда пешеходных переходов (около 48,9% ДТП, зарегистрированных по вине водителей).