ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2012 года N 448
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)
В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)
1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство образования Республики Башкортостан.
Президент
Республики Башкортостан
Р.З.ХАМИТОВ
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)
Абзац исключен. - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71.
1.1. Настоящая Программа разработана с целью психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и определяет ее содержание, учебно-тематический план согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящей Программе, форму проведения подготовки, общую трудоемкость подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить)), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, стать патронатным воспитателем (далее соответственно - программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).
(п. 1.1 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)
1.2. Понятия и термины, используемые в настоящей Программе, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.
(п. 1.2 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)
1.3. Проведение подготовки по настоящей Программе осуществляется в очной или очно-заочной форме, в том числе с использованием дистанционных методов подготовки при очно-заочной форме подготовки.
(п. 1.3 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)
1.4. Требования к уровню подготовки граждан, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:
а) гражданин должен иметь представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;
о сопровождающей организации и приемной семье в процессе подготовки и после устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью, мерах социальной поддержки приемных семей;
об ответственности лиц, принявших детей на воспитание в свою семью, за жизнь и здоровье ребенка, оставшегося без попечения родителей, его воспитание и развитие;
об особенностях развития детей, оставшихся без попечения родителей, и влиянии прошлого опыта детей, оставшихся без попечения родителей (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей), на их психофизическое развитие и поведение;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от их возрастных потребностей, жизненного опыта;
об обеспечении безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемным родителям;
о порядке контактов ребенка, оставшегося без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками;
б) гражданин должен знать:
права и обязанности приемных родителей как в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и в отношении сопровождающей организации;
закономерности и потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, в разные возрастные периоды;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации, влияние прошлого опыта (жестокое обращение, пренебрежение нуждами, разлуки с семьей) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение;
этапы и особенности проживания горя, способы оказания помощи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемной семье;
степень влияния собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению ребенка, оставшегося без попечения родителей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные психофизиологические особенности сексуального развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, методы и приемы полового воспитания в семье;
в) гражданин должен уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у него собственных воспитательских компетенций, ресурсов и ограничений, осознания и оценки своей готовности для принятия в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение в зависимости от особенностей развития приемного ребенка, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей;
быть готовым оказать поддержку приемному ребенку, переживающему горе и (или) потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с приемным ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка, оставшегося без попечения родителей, и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития приемного ребенка и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовым к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и приемных родителей;
заботиться о здоровье приемного ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
находить конструктивные выходы из кризисных ситуаций.
(п. 1.4 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)
Исключен. - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С ЛИЦАМИ, ЖЕЛАЮЩИМИ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)
N п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | |||
всего | в том числе | |||||
семинары- тренинги | лекции | индивиду- альное консуль- тирование | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 5 ч. | 2 ч. | 1 ч. | 2 ч. | анкетирование, собеседование |
2 | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 5 ч. | 3 ч. | 1 ч. | 1 ч. | собеседование |
3 | Этапы развития ребенка | 6 ч. | 4 ч. | 2 ч. | - | анкетирование, собеседование |
4 | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 9 ч. | 6 ч. | 2 ч. | 1 ч. | собеседование |
5 | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей | 3 ч. | 3 ч. | - | - | собеседование |
6 | Адаптация приемного ребенка в приемной семье | 6 ч. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | собеседование |
7 | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки им управления | 7 ч. | 4 ч. | 1 ч. | 2 ч. | собеседование |
8 | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 5 ч. | 3 ч. | 1 ч. | 1 ч. | собеседование |
9 | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 4 ч. | 3 ч. | 1 ч. | - | собеседование |
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 20 ч. | 3 ч. | 2 ч. | 15 ч. | анкетирование |
11 | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 5 ч. | 1 ч. | 3 ч. | 1 ч. | анкетирование, собеседование |
12 | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 3 ч. | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч. | собеседование |
13 | Подведение итогов подготовки кандидатов в приемные родители | 2 ч. | - | - | 2 ч. | собеседование |
Итого | 80 ч. | 36 ч. | 16 ч. | 28 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
Содержание, цели и этапы программы подготовки кандидатов в приемные родители.