ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2012 года N 448

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)

В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан постановляет:

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)

1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство образования Республики Башкортостан.

Президент
Республики Башкортостан
Р.З.ХАМИТОВ





Утвержден
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 14 декабря 2012 года N 448

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)

Абзац исключен. - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71.


1.1. Настоящая Программа разработана с целью психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и определяет ее содержание, учебно-тематический план согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящей Программе, форму проведения подготовки, общую трудоемкость подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить)), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, стать патронатным воспитателем (далее соответственно - программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).

(п. 1.1 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)

1.2. Понятия и термины, используемые в настоящей Программе, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.

(п. 1.2 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)

1.3. Проведение подготовки по настоящей Программе осуществляется в очной или очно-заочной форме, в том числе с использованием дистанционных методов подготовки при очно-заочной форме подготовки.

(п. 1.3 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)

1.4. Требования к уровню подготовки граждан, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:

а) гражданин должен иметь представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;

о сопровождающей организации и приемной семье в процессе подготовки и после устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью, мерах социальной поддержки приемных семей;

об ответственности лиц, принявших детей на воспитание в свою семью, за жизнь и здоровье ребенка, оставшегося без попечения родителей, его воспитание и развитие;

об особенностях развития детей, оставшихся без попечения родителей, и влиянии прошлого опыта детей, оставшихся без попечения родителей (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей), на их психофизическое развитие и поведение;

о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от их возрастных потребностей, жизненного опыта;

об обеспечении безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемным родителям;

о порядке контактов ребенка, оставшегося без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками;

б) гражданин должен знать:

права и обязанности приемных родителей как в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и в отношении сопровождающей организации;

закономерности и потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, в разные возрастные периоды;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации, влияние прошлого опыта (жестокое обращение, пренебрежение нуждами, разлуки с семьей) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение;

этапы и особенности проживания горя, способы оказания помощи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемной семье;

степень влияния собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению ребенка, оставшегося без попечения родителей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные психофизиологические особенности сексуального развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, методы и приемы полового воспитания в семье;

в) гражданин должен уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у него собственных воспитательских компетенций, ресурсов и ограничений, осознания и оценки своей готовности для принятия в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать "трудное" поведение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на "трудное" поведение в зависимости от особенностей развития приемного ребенка, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей;

быть готовым оказать поддержку приемному ребенку, переживающему горе и (или) потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с приемным ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка, оставшегося без попечения родителей, и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития приемного ребенка и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовым к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и приемных родителей;

заботиться о здоровье приемного ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

находить конструктивные выходы из кризисных ситуаций.

(п. 1.4 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)

2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Исключен. - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71.






Приложение N 1
к Программе подготовки лиц,
желающих принять на воспитание
в семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С ЛИЦАМИ, ЖЕЛАЮЩИМИ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)

N п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

всего

в том числе

семинары- тренинги

лекции

индивиду- альное консуль- тирование

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

5 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

анкетирование, собеседование

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

5 ч.

3 ч.

1 ч.

1 ч.

собеседование

3

Этапы развития ребенка

6 ч.

4 ч.

2 ч.

-

анкетирование, собеседование

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

9 ч.

6 ч.

2 ч.

1 ч.

собеседование

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

3 ч.

3 ч.

-

-

собеседование

6

Адаптация приемного ребенка в приемной семье

6 ч.

3 ч.

1 ч.

2 ч.

собеседование

7

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки им управления

7 ч.

4 ч.

1 ч.

2 ч.

собеседование

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

5 ч.

3 ч.

1 ч.

1 ч.

собеседование

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

4 ч.

3 ч.

1 ч.

-

собеседование

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

20 ч.

3 ч.

2 ч.

15 ч.

анкетирование

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

5 ч.

1 ч.

3 ч.

1 ч.

анкетирование, собеседование

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

3 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

собеседование

13

Подведение итогов подготовки кандидатов в приемные родители

2 ч.

-

-

2 ч.

собеседование

Итого

80 ч.

36 ч.

16 ч.

28 ч.






Приложение N 2
к Программе подготовки лиц,
желающих принять на воспитание
в семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 N 71)

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.

Содержание, цели и этапы программы подготовки кандидатов в приемные родители.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»