Решение задач Подпрограммы обеспечивается реализацией комплекса мероприятий:
а) приведение квалификаций выпускников в соответствие с требованиями отраслей экономики Республики Башкортостан путем:
совершенствования механизмов системы прогнозирования кадровых потребностей отраслей экономики, формирования государственного заказа и государственного задания с учетом перспективного спроса работодателей на профессиональное образование и профессиональное обучение;
расширения ресурсной базы реализации программ профессионального образования и профессионального обучения на основе взаимодействия отраслевых министерств и ведомств, работодателей и образовательных организаций, в том числе с использованием сетевых форм обучения и организации обучения на рабочем месте;
развития кадрового потенциала образовательных организаций, в том числе за счет привлечения специалистов реального сектора экономики.
Вышеуказанные мероприятия требуют проведения мониторинга перспективного спроса рынка труда на квалификации путем опроса (анкетирования) работодателей; усовершенствования республиканской системы формирования государственного заказа. На основе государственного заказа предполагается ежегодное проведение конкурса на установление организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Образовательными организациями будут разработаны и внедрены новые программы и модели профессионального образования и профессионального обучения, в том числе сетевые формы обучения, обучение непосредственно на рабочем месте.
В целях усовершенствования системы оплаты труда планируется разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями, педагогическими работниками и мастерами производственного обучения организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования. Обеспечить систему профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами позволят привлечение специалистов реального сектора экономики, получивших дополнительную профессиональную квалификацию, к педагогической деятельности в образовательных организациях, а также организация стажировок педагогических кадров в организациях реального сектора экономики.
На повышение качества предоставления образовательных услуг нацелены развитие республиканской системы оценки качества государственной услуги по предоставлению среднего профессионального образования; оценка эффективности деятельности подведомственных государственных профессиональных образовательных организаций; развитие республиканской системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования и общественной аккредитации образовательных организаций; обновление учебников, электронных образовательных ресурсов, наглядных пособий, тренажеров, учебного оборудования;
б) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы профессионального образования Республики Башкортостан путем:
создания эффективной формы управления развитием системы профессионального образования на основе взаимодействия образовательных организаций и организаций реального сектора экономики, в том числе совершенствования механизмов государственно-частного партнерства;
внедрения новых форм экономического сотрудничества образовательных организаций с работодателями;
создания новых организационных структур в системе профессионального образования в целях усиления концентрации образовательных ресурсов.
Вышеуказанные мероприятия требуют усиления взаимодействия отраслевых министерств и ведомств, организаций реального сектора экономики и образовательных организаций.
Образовательные организации станут информационно открытыми и общедоступными. Расширится участие работодателей в управлении образовательными организациями, в планировании подготовки кадров (например, в организации целевого обучения). Будут созданы структурные подразделения образовательных организаций на предприятиях, многофункциональные центры прикладных квалификаций, ресурсные центры, хозяйственные общества (в том числе учебные полигоны, учебно-тренировочные центры, малые предприятия);
в) создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности на базе образовательных организаций Республики Башкортостан путем:
создания условий для обеспечения доступности профессионального образования и профессионального обучения различных категорий граждан независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
развития современной системы профориентационной работы на основе механизмов межведомственного взаимодействия и участия работодателей;
развития республиканской инфраструктуры системы независимой оценки качества профессионального образования.
Вышеуказанные мероприятия требуют повышения мотивации у обучающихся в приобретении необходимых прикладных квалификаций; реализации новых форм профориентационной работы, в том числе совместно с работодателями, проведения научно-практических конференций, семинаров в области профориентации, трудоустройства, профессиональной адаптации и профессионального роста обучающихся и выпускников.
Для удовлетворения потребностей различных категорий граждан предусмотрена реализация коротких программ профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки для занятых в экономике на базе образовательных организаций; индивидуальных образовательных программ для обучения лиц с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями; образовательных программ, адаптированных для лиц с ограниченными возможностям здоровья, в том числе путем внедрения дистанционных образовательных технологий с применением электронного обучения.
Оценка и признание квалификаций, результатов неформального профессионального обучения будут организованы в рамках деятельности центров оценки и сертификации квалификаций.
Получит дальнейшее развитие республиканская система социальной поддержки обучающихся образовательных организаций;
г) создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся путем:
создания условий для получения обучающимися образовательных организаций дополнительных навыков, необходимых для успешной самореализации на современном рынке труда;
развития форм поддержки молодых специалистов и рабочих.
Вышеуказанные мероприятия требуют формирования системы адаптации и социализации выпускников к условиям на рынке труда. Планируется мониторинг внедрения современных моделей обучения дополнительным профессиям и квалификациям в образовательных организациях.
Выявить лучшие практики деятельности образовательных организаций по вопросам успешной социализации и самореализации выпускников позволят проведение республиканского конкурса среди образовательных организаций на лучшую организацию воспитательной работы по формированию навыков поведения на современном рынке труда, научно-практической конференции по вопросам развития самоорганизации и самоуправления обучающихся образовательных организаций, республиканского конкурса программ (проектов), направленных на поддержку студенчества и развитие деятельности молодежных клубов и центров на базе учреждений профессионального образования республики, а также участие образовательных организаций в международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских чемпионатах, конкурсах, олимпиадах, в том числе в региональном этапе чемпионата World Skills Russia.