Важными аспектами деятельности по обеспечению единства правового пространства на территории Российской Федерации являются повышение качества нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечение их соответствия приемам и правилам юридической техники, то есть осуществление нормоконтроля. Это одна из форм проявления государственной власти, заключающаяся в контроле со стороны компетентных органов за соответствием юридических норм нормам актов более высокой юридической силы, а также общепризнанным принципам и нормам международного права.
Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти являются неотъемлемым элементом правовой системы Российской Федерации. С их помощью регулируется достаточно обширный круг общественных отношений, конкретизируется и детализируется действие законов и иных правовых актов органов государственной власти.
Проблема соблюдения законодательства и его правильного применения республиканскими органами исполнительной власти и государственными гражданскими служащими при подготовке к государственной регистрации нормативных правовых актов является одной из ключевых в сфере обеспечения действия закона. К сожалению, нарушения требований закона, обусловленные различными субъективными и объективными причинами, - не редкость в деятельности указанных органов. В числе таких нарушений - нормотворческие ошибки или коллизии, незнание или неверное толкование закона, издание нормативных правовых актов за пределами полномочий, вмешательство в компетенцию других органов, нарушение прав граждан и организаций, наличие в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов, а также несоблюдение правил русского языка.
В результате принятия незаконных правовых актов, правовой неурегулированности общественных отношений нарушаются конституционные права, свободы и законные интересы граждан, в том числе социально незащищенных категорий населения.
Анализ результатов юридических экспертиз, проведенных в 2017 году, показал, что в государственной регистрации было отказано в отношении 11 нормативных правовых актов, или 0,6% от общего числа нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, поступивших на государственную регистрацию.
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 06.05.2019 N 273)
В 2018 году на государственную регистрацию представлено 2005 правовых актов республиканских органов исполнительной власти, из них:
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 06.05.2019 N 273)
зарегистрирован и занесен в Государственный реестр нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти 1781 нормативный правовой акт (88,8% от общего числа правовых актов республиканских органов исполнительной власти, поступивших на государственную регистрацию);
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 06.05.2019 N 273)
отказано в государственной регистрации в отношении 24 нормативных правовых актов (1,2% от общего числа правовых актов республиканских органов исполнительной власти, поступивших на государственную регистрацию);
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 06.05.2019 N 273)
возвращен республиканским органам исполнительной власти без государственной регистрации на доработку 21 нормативный правовой акт (1,1% от общего числа правовых актов республиканских органов исполнительной власти, поступивших на государственную регистрацию);
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 06.05.2019 N 273)