Концепция
развития земельных и имущественных отношений
в Республике Башкортостан на 2012 - 2016 годы
Содержание
1. Общие положения
2. Управление земельным и имущественным комплексом Республики
Башкортостан
2.1. Земельные ресурсы Республики Башкортостан
2.1.1. Оценка состояния развития земельных отношений и управления
земельными ресурсами в Республике Башкортостан
2.1.2. Цели и задачи управления земельными ресурсами Республики
Башкортостан
2.1.3. Механизм реализации поставленных задач в сфере управления
земельными ресурсами Республики Башкортостан
2.2. Нежилой фонд Республики Башкортостан
2.2.1. Оценка состояния нежилого фонда, принадлежащего Республике
Башкортостан
2.2.2. Цели и задачи управления объектами нежилого Фонда Республики
Башкортостан
2.2.3. Механизмы реализации задач управления объектами нежилого фонда
Республики Башкортостан
2.3. Государственные унитарные предприятия и учреждения Республики
Башкортостан
2.3.1. Оценка состояния управления государственными унитарными
предприятиями и учреждениями республики
2.3.2. Цели и задачи управления государственными унитарными предприятиями
и учреждениями республики
2.3.3. Механизмы реализации поставленных задач в сфере управления
государственными унитарными предприятиями и учреждениями республики
2.4. Доли (акции) хозяйственных обществ и специальное право ("золотая
акция")
2.4.1. Оценка состояния управления долями (акциями) и специальным правом
("золотой акцией")
2.4.2. Цели управления долями (акциями)
2.4.3. Механизм управления долями (акциями) и специальным правом ("золотой
акцией")
2.5. Банкротство государственных унитарных предприятий и хозяйственных
обществ с государственным участием
2.5.1. Оценка состояния процессов банкротства коммерческих организаций с
государственным участием
2.5.2. Цели и задачи государственного управления в процедурах банкротства
2.5.3. Механизм достижения целей и реализации задач в процедурах
банкротства
3. Приватизация государственного имущества Республики Башкортостан
3.1. Оценка состояния приватизационных процессов в Республике
Башкортостан
3.2. Цели и задачи государственной политики в области приватизации
3.3. Основные механизмы и методы реализации государственной политики в
области приватизации
4. Заключение
1. Общие положения
Концепция развития земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан на 2012 - 2016 годы (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и направления государственной политики Республики Башкортостан в сфере управления и распоряжения (приватизации) земельным и имущественным комплексом Республики Башкортостан.
Концепция разработана в соответствии с резолюцией Межрегиональной научно-практической конференции "Региональные проблемы развития и совершенствования земельно-имущественных отношений", прошедшей в городском округе город Уфа Республики Башкортостан 2 - 3 декабря 2010 года.
Действие Концепции не распространяется на недра и другие принадлежащие Республике Башкортостан природные ресурсы, средства бюджета Республики Башкортостан, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.
Концепция содержит два раздела:
в первом разделе обозначены цели, задачи и механизмы управления государственным имуществом Республики Башкортостан, в том числе земельными ресурсами, объектами государственного нежилого фонда, государственными унитарными и казенными предприятиями, государственными учреждениями, государственными долями (акциями) хозяйственных обществ;
во втором разделе определены вопросы государственной политики в сфере приватизации государственного имущества Республики Башкортостан.
2. Управление земельным и имущественным
комплексом Республики Башкортостан
2.1. Земельные ресурсы Республики Башкортостан
2.1.1. Оценка состояния развития земельных отношений
и управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан
По данным государственного учета земель, земельный фонд в Республике Башкортостан по состоянию на 1 января 2011 года составил 14294,7 тыс. га, из них:
земли сельскохозяйственного назначения - 7696,3 тыс. га (53,8%);
земли населенных пунктов - 619,5 тыс. га (4,3%);
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - 109,1 тыс. га (0,8%);
земли особо охраняемых территорий и объектов - 386,2 тыс. га (2,7%);
земли лесного фонда - 5384,2 тыс. га (37,7%);
земли водного фонда - 77,9 тыс. га (0,5%);
земли запаса - 21,5 тыс. га (0,2%).
Количественные и качественные характеристики земель определенных категорий, входящих в земельный фонд Республики Башкортостан, не являются величиной статической и постоянно изменяются во времени, характеризуя социально-экономическое развитие Республики Башкортостан. Так, за период с 2007 года по настоящее время площадь земель населенных пунктов возросла с 611,8 до 619,5 тыс. га. В то же время по землям сельскохозяйственного назначения и землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения наблюдается обратная динамика: площади земель уменьшились за тот же период соответственно с 7737,6 до 7696,3 тыс. га и 109,5 до 109,1 тыс. га. Данные обстоятельства свидетельствуют о приоритетном развитии населенных пунктов, в том числе за счет вывода из оборота наиболее важных для экономического развития региона земель.
Правовой статус земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеющих высокую инвестиционную привлекательность для инвесторов, в достаточной степени определен нормами законодательства, что позволяет экономическими методами решать социальные, экологические, хозяйственные проблемы в полном объеме. Однако следует отметить, что таких земель в республике всего 5,1%.
В то же время степень урегулирования правового статуса земель, имеющих низкую инвестиционную привлекательность и составляющих около 95% всех земель республики (земли сельскохозяйственного, природоохранного назначения, лесного, водного фондов, земли запаса), недостаточна. Для полноценного вовлечения в хозяйственный оборот эти земли нуждаются в более полном правовом обеспечении, учитывающем различные потребительские свойства, особый правовой статус и хозяйственный режим этих земель.
В Республике Башкортостан из 11837,6 тыс. га земель, находящихся в государственной собственности, в установленном порядке право собственности Российской Федерации зарегистрировано на 5684,1 тыс. га, в основном это земли лесного фонда, право собственности Республики Башкортостан - на 67,1 тыс. га и право муниципальной собственности - на 147,4 тыс. га. Право собственности не разграничено на земельных участках общей площадью 6086,4 тыс. га.
Разграничение государственной собственности на землю в республике ведется с 2001 года, в 2006 году в целях упрощения и ликвидации излишних согласовательных процедур при разграничении прав государственной собственности на землю в законодательство были внесены существенные изменения. Однако данные мероприятия оказались недостаточными и не смогли коренным образом изменить ситуацию.
В соответствии с земельным законодательством в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые лесными насаждениями (далее - сельские леса), предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Таких земель в республике - 650,7 тыс. га.
В соответствии с законодательством для проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю и регистрации права собственности Республики Башкортостан земельные участки необходимо предоставить органам государственной власти Республики Башкортостан, а также казенным предприятиям, государственным унитарным Предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Республики Башкортостан.
Надлежащее предоставление осуществлено, но в связи с отсутствием финансирования на выполнение мероприятий по лесоустройству и обслуживанию участков, занятых сельскими лесами, работы по регистрации права собственности Республики Башкортостан на земельные участки, занятые сельскими лесами, приостановлены.
При регистрации права собственности Республики Башкортостан на земельные участки, занятые сельскими лесами, владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан, по поручению Правительства Республики Башкортостан осуществляет Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в пределах своей компетенции.