Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2011 г. N 396

О Концепции развития земельных и имущественных отношений
в Республике Башкортостан на 2012 - 2016 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 16.08.2023 на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2023 N 494.
____________________________________________________________________


В целях повышения эффективности управления государственным имуществом, увеличения доходов и оптимизации расходов государства в реальном секторе экономики Правительство Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию развития земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан на 2012 - 2016 годы (далее - Концепция);

план подготовки нормативных правовых актов Республики Башкортостан по вопросам реализации Концепции.

2. Республиканским органам исполнительной власти:

организовать работу по реализации Концепции;

при разработке правовых актов, регулирующих отношения в сфере управления государственной собственностью Республики Башкортостан, руководствоваться основными положениями Концепции.

4. Признать утратившими силу:

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 8 сентября 2000 года N 264 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Башкортостан";

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 августа 2001 года N 186 "О внесении изменений в приложение к Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Башкортостан";

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 8 октября 2001 года N 260 "О внесении изменений в приложение к Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Башкортостан";

пункт 12 изменений, вносимых в некоторые решения Кабинета Министров Республики Башкортостан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 июня 2003 года N 159;

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 5 ноября 2004 года N 215 "О внесении дополнений в приложение к Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Башкортостан".

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Ф.Илимбетов

     




Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 9 ноября 2011 г. N 396

     
Концепция
развития земельных и имущественных отношений
в Республике Башкортостан на 2012 - 2016 годы


Содержание

1.      Общие положения
2.      Управление  земельным   и   имущественным   комплексом   Республики
        Башкортостан
2.1.    Земельные ресурсы Республики Башкортостан
2.1.1.  Оценка  состояния  развития  земельных   отношений   и   управления
        земельными ресурсами в Республике Башкортостан
2.1.2.  Цели  и   задачи   управления   земельными   ресурсами   Республики
        Башкортостан
2.1.3.  Механизм  реализации  поставленных   задач   в   сфере   управления
        земельными ресурсами Республики Башкортостан
2.2.    Нежилой фонд Республики Башкортостан
2.2.1.  Оценка  состояния   нежилого   фонда,   принадлежащего   Республике
        Башкортостан
2.2.2.  Цели  и  задачи  управления  объектами  нежилого  Фонда  Республики
        Башкортостан
2.2.3.  Механизмы реализации  задач  управления  объектами  нежилого  фонда
        Республики Башкортостан
2.3.    Государственные  унитарные  предприятия  и  учреждения   Республики
        Башкортостан
2.3.1.  Оценка    состояния    управления    государственными    унитарными
        предприятиями и учреждениями республики
2.3.2.  Цели и задачи управления государственными унитарными  предприятиями
        и учреждениями республики
2.3.3.  Механизмы  реализации  поставленных  задач   в   сфере   управления
        государственными унитарными предприятиями и учреждениями республики
2.4.    Доли (акции) хозяйственных обществ и  специальное  право  ("золотая
        акция")
2.4.1.  Оценка состояния управления долями (акциями) и  специальным  правом
        ("золотой акцией")
2.4.2.  Цели управления долями (акциями)
2.4.3.  Механизм управления долями (акциями) и специальным правом ("золотой
        акцией")
2.5.    Банкротство государственных унитарных предприятий  и  хозяйственных
        обществ с государственным участием
2.5.1.  Оценка состояния процессов банкротства коммерческих  организаций  с
        государственным участием
2.5.2.  Цели и задачи государственного управления в процедурах банкротства
2.5.3.  Механизм  достижения  целей  и  реализации   задач   в   процедурах
        банкротства
3.      Приватизация государственного имущества Республики Башкортостан
3.1.    Оценка   состояния   приватизационных   процессов   в    Республике
        Башкортостан
3.2.    Цели и задачи государственной политики в области приватизации
3.3.    Основные механизмы и методы реализации государственной  политики  в
        области приватизации
4.      Заключение

     
1. Общие положения

Концепция развития земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан на 2012 - 2016 годы (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и направления государственной политики Республики Башкортостан в сфере управления и распоряжения (приватизации) земельным и имущественным комплексом Республики Башкортостан.

Концепция разработана в соответствии с резолюцией Межрегиональной научно-практической конференции "Региональные проблемы развития и совершенствования земельно-имущественных отношений", прошедшей в городском округе город Уфа Республики Башкортостан 2 - 3 декабря 2010 года.

Действие Концепции не распространяется на недра и другие принадлежащие Республике Башкортостан природные ресурсы, средства бюджета Республики Башкортостан, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.

Концепция содержит два раздела:

в первом разделе обозначены цели, задачи и механизмы управления государственным имуществом Республики Башкортостан, в том числе земельными ресурсами, объектами государственного нежилого фонда, государственными унитарными и казенными предприятиями, государственными учреждениями, государственными долями (акциями) хозяйственных обществ;

во втором разделе определены вопросы государственной политики в сфере приватизации государственного имущества Республики Башкортостан.

2. Управление земельным и имущественным
комплексом Республики Башкортостан

     
2.1. Земельные ресурсы Республики Башкортостан

2.1.1. Оценка состояния развития земельных отношений
и управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан

По данным государственного учета земель, земельный фонд в Республике Башкортостан по состоянию на 1 января 2011 года составил 14294,7 тыс. га, из них:

земли сельскохозяйственного назначения - 7696,3 тыс. га (53,8%);

земли населенных пунктов - 619,5 тыс. га (4,3%);

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - 109,1 тыс. га (0,8%);

земли особо охраняемых территорий и объектов - 386,2 тыс. га (2,7%);

земли лесного фонда - 5384,2 тыс. га (37,7%);

земли водного фонда - 77,9 тыс. га (0,5%);

земли запаса - 21,5 тыс. га (0,2%).

Количественные и качественные характеристики земель определенных категорий, входящих в земельный фонд Республики Башкортостан, не являются величиной статической и постоянно изменяются во времени, характеризуя социально-экономическое развитие Республики Башкортостан. Так, за период с 2007 года по настоящее время площадь земель населенных пунктов возросла с 611,8 до 619,5 тыс. га. В то же время по землям сельскохозяйственного назначения и землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения наблюдается обратная динамика: площади земель уменьшились за тот же период соответственно с 7737,6 до 7696,3 тыс. га и 109,5 до 109,1 тыс. га. Данные обстоятельства свидетельствуют о приоритетном развитии населенных пунктов, в том числе за счет вывода из оборота наиболее важных для экономического развития региона земель.

Правовой статус земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеющих высокую инвестиционную привлекательность для инвесторов, в достаточной степени определен нормами законодательства, что позволяет экономическими методами решать социальные, экологические, хозяйственные проблемы в полном объеме. Однако следует отметить, что таких земель в республике всего 5,1%.

В то же время степень урегулирования правового статуса земель, имеющих низкую инвестиционную привлекательность и составляющих около 95% всех земель республики (земли сельскохозяйственного, природоохранного назначения, лесного, водного фондов, земли запаса), недостаточна. Для полноценного вовлечения в хозяйственный оборот эти земли нуждаются в более полном правовом обеспечении, учитывающем различные потребительские свойства, особый правовой статус и хозяйственный режим этих земель.

В Республике Башкортостан из 11837,6 тыс. га земель, находящихся в государственной собственности, в установленном порядке право собственности Российской Федерации зарегистрировано на 5684,1 тыс. га, в основном это земли лесного фонда, право собственности Республики Башкортостан - на 67,1 тыс. га и право муниципальной собственности - на 147,4 тыс. га. Право собственности не разграничено на земельных участках общей площадью 6086,4 тыс. га.

Разграничение государственной собственности на землю в республике ведется с 2001 года, в 2006 году в целях упрощения и ликвидации излишних согласовательных процедур при разграничении прав государственной собственности на землю в законодательство были внесены существенные изменения. Однако данные мероприятия оказались недостаточными и не смогли коренным образом изменить ситуацию.

В соответствии с земельным законодательством в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые лесными насаждениями (далее - сельские леса), предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Таких земель в республике - 650,7 тыс. га.

В соответствии с законодательством для проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю и регистрации права собственности Республики Башкортостан земельные участки необходимо предоставить органам государственной власти Республики Башкортостан, а также казенным предприятиям, государственным унитарным Предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Республики Башкортостан.

Надлежащее предоставление осуществлено, но в связи с отсутствием финансирования на выполнение мероприятий по лесоустройству и обслуживанию участков, занятых сельскими лесами, работы по регистрации права собственности Республики Башкортостан на земельные участки, занятые сельскими лесами, приостановлены.

При регистрации права собственности Республики Башкортостан на земельные участки, занятые сельскими лесами, владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан, по поручению Правительства Республики Башкортостан осуществляет Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в пределах своей компетенции.

В соответствии с земельным законодательством постановлениями администраций муниципальных районов Республики Башкортостан 350145 гражданам республики предоставлено в общую собственность 2277,2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. По состоянию на 1 июня 2011 года право собственности на земли общей площадью 1778,6 тыс. га в установленном порядке зарегистрировали 277127 человек (79,1%).

Несвоевременная регистрация права собственности на земельные доли создает трудности в части дальнейшего распоряжения предоставленными в долевую собственность земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, что, в свою очередь, не позволяет вовлекать данные земельные участки в хозяйственный оборот и приводит к недополучению органами местного самоуправления поступлений в части уплаты земельного налога.

По состоянию на 1 июля 2011 года количество невостребованных земельных долей составляет 29283, их общая площадь - 196745 га. В то же время органами местного самоуправления работа по регистрации в судебном порядке права муниципальной собственности на них не проводится.

Правоприменительная практика по использованию земельных ресурсов в настоящее время формируется рядом министерств, государственных комитетов и ведомств, которые используют возможности правового регулирования для достижения поставленных перед ними целей. Зачастую результаты их деятельности не согласуются с задачами рационального использования и охраны земель всех категорий пользования.

При таких обстоятельствах государственный земельный надзор, осуществляемый различными специально уполномоченными ведомствами, должен быть признан одним из основных инструментов регулирования земельных отношений.

При этом осуществление государственного земельного надзора осложняется отсутствием законодательно установленных полномочий Республики Башкортостан на осуществление государственного земельного надзора на территории республики и невозможностью уполномоченных федеральных государственных органов в полном объеме охватить проверками соблюдение земельного законодательства на земельных участках, расположенных на территории Республики Башкортостан.

Земельным кодексом Российской Федерации также установлен муниципальный земельный контроль, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

В настоящее время проблема усиления муниципального земельного контроля является особенно актуальной. Практика показывает, что ослабление данного вида земельного контроля создает благоприятную обстановку для незаконного изменения вида разрешенного использования земельных участков, влечет за собой рост числа земельных правонарушений (несоблюдение требований об охране земель, нерациональное использование либо неиспользование земель, несоблюдение градостроительных, санитарных и других норм). В то же время административного воздействия к нарушителям земельного законодательства муниципальные земельные инспекторы применять не могут - институт муниципального земельного контроля нуждается в совершенствовании.

Сумма поступлений от аренды земли в Республике Башкортостан на 1 января 2011 года (3520815 тыс. рублей) в 2,4 раза больше суммы поступлений от аренды земли в Республике Татарстан (1485706 тыс. рублей), в 3,3 раза больше поступлений от аренды земли в Оренбургской области (1080631 тыс. рублей) и в 1,7 раза больше аналогичного показателя в Челябинской области (2016912 тыс. рублей). Показатель суммы земельного налога, поступившей в бюджеты муниципальных образований республики (1122274 тыс. рублей), значительно отстает от показателей сравниваемых субъектов: в 3,5 раза от показателя Республики Татарстан (3894883 тыс. рублей), в 1,3 раза - от Оренбургской области (1428846 тыс. рублей) и в 3 раза - от Челябинской области (3356046 тыс. рублей).

Приведенный анализ свидетельствует о том, что в республике низок процент земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц. Следствием этого являются недостаточная развитость рынка земли на территории республики и предоставление льгот по земельному налогу в виде полного освобождения значительному количеству юридических лиц.

Учитывая, что максимальные размеры ставок земельного налога определены Налоговым кодексом Российской Федерации, причинами низкого показателя поступлений земельного налога могут являться также низкая кадастровая стоимость земель и несвоевременная актуализация показателей кадастровой стоимости.

В настоящее время правовое регулирование использования земельных ресурсов осуществляется рядом ведомств, каждое из которых стремится создать свой банк данных, не связанный с другими смежными системами. Однако параллельное ведение баз данных с повторяющейся информацией в системе управления в конечном счете ведет к низкой эффективности системы управления земельными ресурсами в целом. В связи с этим необходима интеграция деятельности различных ведомств.

2.1.2. Цели и задачи управления
земельными ресурсами Республики Башкортостан


Целями и задачами управления земельными ресурсами являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»