В Республике Башкортостан большое внимание традиционно уделяется развитию сельского хозяйства, в том числе вопросам кредитования отрасли. Общий объем кредитов, выданных в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" за 2006 - 2007 годы, составил около 6,5 млрд. рублей. С 2008 года начала действовать республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, одобренная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2007 года N 348 (с последующими изменениями). За первый год ее реализации суммарный объем направленных в агропромышленный комплекс (далее - АПК) кредитных ресурсов составил около 10,0 млрд. рублей. По итогам 2009 года было выдано кредитов на общую сумму 6,6 млрд. рублей, за 2010 год - около 7,4 млрд. рублей.
Важным инструментом повышения доступности банковских кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей является предоставление государственных субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по полученным кредитам.
В соответствии с проектом Стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан до 2020 года предусматриваются дальнейшее использование механизма предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по полученным кредитам, а также внедрение новых механизмов государственной поддержки для сельскохозяйственных производителей, направленных на повышение доступности кредитных средств. Вместе с тем значительная часть предприятий АПК по-прежнему не в состоянии привлечь кредитные ресурсы из-за отсутствия ликвидного обеспечения (прежде всего, вследствие изношенности основных фондов) и, соответственно, не может воспользоваться бюджетной поддержкой.
В мировой практике одним из наиболее надежных способов кредитования сельского хозяйства является кредитование под залог земли (земельная ипотека), преимуществом которого является нахождение недвижимого имущества в пользовании заемщика (сельскохозяйственного товаропроизводителя). Основными причинами, вследствие которых данное направление кредитования не получило развития в Республике Башкортостан, являются следующие:
отсутствие у потенциальных заемщиков надлежащим образом оформленных прав собственности на земельные участки;
отсутствие единых методологических подходов к оценке земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения как предмета залога;
сложность процедуры обращения взыскания на заложенные земельные участки и их реализации;
неразвитость институциональной инфраструктуры земельно-ипотечного рынка.
В целях внедрения кредитования под залог земель сельскохозяйственного назначения и создания цивилизованного рынка земли на территории республики предполагается запустить пилотный проект, реализация которого позволит решить первоочередные задачи нормативно-правового, методологического, технологического, кадрового и информационно-аналитического обеспечения и формирования инфраструктуры системы земельно-ипотечного кредитования.
Кроме того, учитывая высокий уровень долговой нагрузки в сельском хозяйстве (отношение привлеченных средств к собственному капиталу на 1 октября 2010 года составило 1,19 против 0,88 на 1 января 2010 года), необходимо осуществить мероприятия по поиску и привлечению в отрасль инвесторов как через вхождение их в капиталы действующих предприятий, так и путем создания новых предприятий, что позволит обеспечить условия для дальнейшего увеличения объемов кредитования сельского хозяйства.
Еще одной проблемой кредитования сельскохозяйственных производителей является снижение их финансовой устойчивости и платежеспособности в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие неблагоприятных погодных условий 2010 года. В целях решения указанной проблемы необходимо обеспечить оказание государственной поддержки этим хозяйствующим субъектам при реструктуризации и пролонгации полученных ими кредитов.
Повышенное внимание теме села будет уделено также при реализации других направлений развития банковского сектора республики, среди которых:
повышение доступности кредитных средств для субъектов малого и среднего бизнеса в сельской местности;
содействие развитию сельскохозяйственной кредитной потребкооперации;
обеспечение большей доступности образовательных кредитов для студентов, обучающихся по сельскохозяйственным специальностям;
модернизация банковской инфраструктуры в сельской местности, прежде всего, за счет развития терминального и дистанционного обслуживания, а также института уполномоченных представителей банков (агентских сетей) в тех районах и городах, где создание и содержание банковских офисов являются нерентабельными;
последовательное и комплексное внедрение современных банковских технологий и повышение автоматизации процессов оказания банковских услуг в сельской местности.
В результате реализации мероприятий Стратегии-2015 предполагается, что отношение задолженности по кредитам сельскому хозяйству к обороту сельскохозяйственных организаций увеличится с 50% в 2010 году (оценка) до 55 - 57% в 2015 году.