Доступность банковских услуг является необходимым условием инновационного роста и сбалансированного развития Республики Башкортостан. В среднесрочной перспективе повышение доступности банковских услуг будет обеспечиваться за счет внедрения современных инновационных технологий банковского обслуживания, основанных на развитии дистанционного банковского обслуживания (далее - ДБО) и платежной инфраструктуры, активизации сотрудничества банков с почтовыми службами, небанковскими финансовыми институтами.
Внедрение новых технологий и банковских продуктов позволит кредитным организациям повысить эффективность деятельности банковских офисов, значительно увеличить скорость и качество проведения банковских операций, упростить осуществление расчетов для населения, создать условия для продвижения банковских продуктов и услуг в удаленные районы Республики Башкортостан со слабой степенью развития банковского обслуживания.
Использование ДБО предоставит принципиально новые возможности для расширения географии оказания банковских услуг. Житель Башкортостана сможет воспользоваться услугами кредитных организаций в любой точке не только республики и России, но и других государств.
За период реализации Стратегии-2010 доступность розничных платежных услуг для населения существенно повысилась. Так, за 2006 - 2010 годы количество электронных терминалов, установленных на предприятиях торгово-розничной сети, возросло более чем в 3 раза, доля расчетов с использованием платежных карт в объеме розничных платежей увеличилась с 0,6 до 2,0%.
Реализация проекта "Автоматизированная информационная система "Социальная карта Башкортостана" наглядно продемонстрировала возможности социальной карты для решения вопросов социально-экономического характера и получила высокую оценку на международном уровне. В настоящее время в республике создана развитая инфраструктура "Социальной карты Башкортостана":
свыше 700 банкоматов обслуживают карту по налоговому и пенсионному приложениям;
80 учреждений здравоохранения обслуживают карту по медицинскому приложению;
имеется 16 пунктов пополнения карты по транспортному приложению;
сетевые магазины обслуживают карту по дисконтному приложению, а также все POS-терминалы, установленные в торгово-сервисных предприятиях республики (10 тыс. единиц на 1 октября 2010 года), и банкоматы (2,8 тыс. единиц на 1 октября 2010 года) - по банковскому приложению;
обслуживание социальных карт осуществляется 172 отделениями и офисами кредитных организаций.
Несмотря на динамичное развитие информационных технологий, масштабы их использования в республике, особенно в сфере розничных услуг, пока недостаточны. Так, если в настоящее время почти к половине "активных" счетов юридических лиц обеспечен доступ через ДБО, то только 20% "активных" счетов физических лиц имеют сервис ДБО. Недостаточен также уровень проникновения сервисов ДБО при осуществлении розничных платежей. В республике сохраняется характерная для всего российского рынка банковских услуг диспропорция в использовании банковских платежных карт и их инфраструктуры (соотношение объема безналичных операций и операций по выдаче наличных денежных средств с использованием платежных карт составляет 5% к 95%).
Основными факторами, сдерживающими развитие инновационных форм банковского обслуживания на территории республики, являются следующие:
недостаточный уровень технических возможностей как у банков, так и у их клиентов;
недостаточное обеспечение высокоскоростного доступа к ресурсам Интернета;
невысокая степень доверия населения к электронным каналам обслуживания в части их надежности;
недостаточная информированность и финансовая грамотность населения.
Вместе с тем Республика Башкортостан обладает всеми предпосылками для формирования устойчивого спроса на современные банковские услуги, предоставляемые посредством ДБО. Большая часть работающего населения республики является участниками "зарплатных" проектов, т.е. потенциальными пользователями ДБО. Кроме того, доля сельского населения, проживающего на территориях с недостаточным уровнем обеспеченности стационарными банковскими офисами, значительна и существенно превышает среднероссийский уровень.
В условиях массового распространения сотовой связи высокую экономическую эффективность в республике может получить система микроплатежей, основанная на использовании мобильных устройств. Развитие мобильной связи создает для банков новые возможности по обслуживанию своих клиентов. Уже сегодня банки активно используют этот способ коммуникаций, предлагая услугу по информированию клиента посредством SMS-сообщений.
В 2011 - 2015 годах планируется активно развивать рынок банковских карт и инфраструктуру, предназначенную для их обслуживания. Предусматривается дальнейшее увеличение количества электронных терминалов, установленных в торгово-сервисных предприятиях, а также расширение функционала данных терминалов и банкоматов в части безналичной оплаты товаров и услуг.
Перспективным является развитие системы посредничества между кредитными организациями и потенциальными заемщиками - кредитного брокериджа.
Решению задачи повышения доступности банковских услуг будет способствовать использование потенциала сети ФГУП "Почта России" при проведении банковских операций, а также реализация разрабатываемой на федеральном уровне Концепции создания Почтового банка.
В целях увеличения масштабов безналичных расчетов и применения современных банковских технологий в секторе государственного управления Федеральным казначейством предполагается реализация мероприятий по финансовому обеспечению получателей средств бюджетов с использованием платежных карт.
Реализация Стратегии-2015 предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие банковской инфраструктуры и создание необходимых условий для реализации поставленных задач, включая формирование соответствующей нормативной базы, совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры и комплексов технических средств во всех районах и городах Республики Башкортостан.
Национальный банк Республики Башкортостан будет поддерживать инициативы банковского сообщества республики, направленные на регламентацию высокотехнологичной банковской деятельности, выработку необходимых стандартов и обеспечение условий их соблюдения.
Предполагается, что в результате реализации запланированных мероприятий в 2010 - 2015 годах произойдет увеличение:
доли безналичных расчетов платежными картами в общем объеме операций с платежными картами с 5,5 до 15%;
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 11.06.2013 N 240)
количества электронных терминалов, установленных в предприятиях торговли и услуг, в расчете на 100 тыс. жителей с 230 до 500 единиц;
количества банкоматов в расчете на 100 тыс. жителей с 58 до 150 - 160 единиц;