До конца 2010 года в Республике Башкортостан действовала децентрализованная система государственных закупок, для которой характерны низкие значения основных показателей функционирования.
Республика Башкортостан по итогам 2010 года занимала 7-е место в Приволжском федеральном округе по таким индикаторам, как "Экономия бюджетных средств, полученная при размещении государственных заказов" и "Уровень конкуренции на торгах". По оценкам экспертов независимого проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок" республике в 2010 году присвоено 34-е место среди субъектов Российской Федерации в категории "Средняя прозрачность".
Централизация системы государственных заказов в Республике Башкортостан позволила повысить основные показатели эффективности закупок - выросла экономия бюджетных средств от проведения торгов, увеличилось количество республиканских поставщиков, аккредитованных на электронных площадках, был осуществлен переход к наиболее прозрачным и конкурентным способам закупок - электронным аукционам, наметилось преобладание конкурентных процедур в структуре закупок. Такие результаты способствовали повышению позиций региона по отношению к субъектам Приволжского федерального округа - в 2012 году Республика Башкортостан по показателю "Экономия бюджетных средств, полученная при размещении государственных заказов" заняла 2-е место, по показателю "Уровень конкуренции на торгах" - 5-е место. Положительные тенденции развития системы государственных закупок подтверждены экспертами проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок" - республике в 2012 году присвоено 2-е место среди субъектов Российской Федерации в категории "Гарантированная прозрачность".
Несмотря на достигнутые результаты, в системе государственных закупок Республики Башкортостан существовали следующие проблемы, проявившиеся в условиях действия Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд":
отсутствие правовых механизмов формирования эффективной системы планирования государственных закупок;
отсутствие действенного инструментария определения начальных (максимальных) цен контрактов (договоров);
формирование заказчиками неконкурентных технических заданий на закупаемую продукцию;
недостаточно эффективное расходование бюджетных средств при размещении государственных заказов;
высокая доля несостоявшихся торгов и недостаточный уровень конкуренции, состязательности участников размещения заказов в соответствующих процедурах;
отсутствие единого цикла планирования, размещения и исполнения государственных заказов, системы мониторинга результативности закупок.
Реализация положений вступившего в силу с 1 января 2014 года Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" позволила нивелировать отдельные проблемы, присущие ранее действующему законодательству о размещении заказов. В частности, устранению завышения стартовых цен торгов способствует регламентация процедуры расчета и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов. Пристальное внимание в новом законе уделено процессам планирования закупок - наряду с формированием годовых планов-графиков с 2016 года заказчики будут разрабатывать среднесрочные планы закупок. Кроме того, для закупок, не включенных в плановые документы, предусмотрена санкция запрета их осуществления, что препятствует проведению незапланированных процедур.
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 06.07.2015 N 258)
Принимая во внимание имеющиеся недостатки в системе государственных закупок, подпрограмма "Развитие контрактной системы Республики Башкортостан в сфере закупок" (далее - подпрограмма) направлена на повышение эффективности контрактных отношений Республики Башкортостан в сфере закупок, создание благоприятных условий для расширения возможностей участия юридических и физических лиц в обеспечении нужд заказчиков республики, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности государственных закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в данной сфере.