Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 20.12.2014)

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНЫ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.

Ежегодно в Республике Башкортостан в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 7 тыс. человек. На дорогах республики за последние 7 лет погибли 4989 человек, среди которых 167 детей в возрасте до 16 лет, были травмированы 3835 детей. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2005 - 2011 годы по республике составил 13090 человек.

Сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и т.д.) и, как следствие, сокращение демографического и социально-экономического ущербов от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетами социально-экономического развития страны в долгосрочной и среднесрочной перспективах.

Одним из главных направлений демографической политики обозначено снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин трудоспособного возраста, от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий. Инструментом достижения целей демографической политики должна стать реализация республиканской целевой программы "Безопасность дорожного движения" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа).

Предварительные результаты реализации республиканских целевых программ, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения на 2007 - 2009 и 2010 - 2012 годы, свидетельствуют, что использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило значительно улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в республике. Только за первый период реализации соответствующей республиканской целевой программы в 2007 - 2009 годах удалось достичь снижения количества погибших на 12,5% по сравнению с 2006 годом (с 756 до 661 человека), раненых - 6,4% (с 6937 до 6489 человек).

Несмотря на эффективность реализации республиканской целевой программы "Безопасность дорожного движения" на 2010 - 2012 годы, движение по улично-дорожной сети республики остается небезопасным.

Текущая ситуация с аварийностью в Республике Башкортостан характеризуется следующими параметрами:

число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2010 году составило 658 человек, количество дорожно-транспортных происшествий - 5163, тяжесть последствий - 9,3 погибших на 100 пострадавших;

около 70% дорожно-транспортных происшествий в республике совершается на автодорогах за пределами населенных пунктов, в этих происшествиях погибают почти 70% и получают ранения 60% от общего числа пострадавших;

основными видами дорожно-транспортных происшествий продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий: наезд на пешехода (34,6% от всех дорожно-транспортных происшествий и 32,4% погибших);

свыше половины (61,1%) погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2010 году составили лица в возрасте 26 - 60 лет, из которых половина - наиболее трудоспособного возраста (26 - 40 лет);

в 2010 году зарегистрировано 4542 дорожно-транспортных происшествия с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых погиб 21 ребенок и получили ранения 468 детей; в 52,6% всех дорожно-транспортных происшествий с участием детей несовершеннолетние участники дорожного движения были пешеходами;

в общей структуре аварийности наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, при этом удельный вес таких дорожно-транспортных происшествий ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (82% и 85% соответственно); в таких дорожно-транспортных происшествиях погибает и получает ранения подавляющее большинство пострадавших (84% от общего числа погибших и 86% от общего числа раненых).

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода после 2012 года также могут стать:

разрозненные действия органов власти на всех уровнях управления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в области обеспечения безопасности дорожного движения;

невозможность формирования единых целевых индикаторов и показателей в данной сфере;

отсутствие эффективных механизмов контроля за реализацией мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

В этом случае государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения в республике может свестись преимущественно к совершенствованию организационно-правовых основ ее функционирования и "латанию дыр", что обеспечит лишь локальную результативность в части снижения основных показателей аварийности.

Для эффективного решения проблем с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечения снижения ее показателей до уровня развитых стран мира необходимы продолжение системной реализации программных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их финансирование. В связи с этим требует дальнейшего развития институциональное обеспечение реализации комплексных мер по:

обеспечению баланса в понимании обществом опасности дорожного движения с возможностями и мерами, принимаемыми руководством республики по обеспечению безопасного движения на дорогах;

расширению использования возможности влияния законодательства и иных мер воздействия на агрессивное и противоправное поведение участников движения;

урегулированию организационно-технических вопросов в сфере организации движения транспортных средств и пешеходов.

Продолжение применения программно-целевого метода в решении проблем дорожно-транспортной аварийности в Республике Башкортостан позволит не только сохранить накопленный потенциал и привести к достижению целевого ориентира сокращения числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях в республике в 2015 году, но и сформировать предпосылки для достижения стратегических целей снижения дорожно-транспортного травматизма на предстоящий период.

Для выбора оптимального сценария реализации Программы были рассмотрены и проанализированы возможные источники и объемы финансового обеспечения ее реализации и программные механизмы использования инвестиций.

Признано целесообразным включить Программу как подпрограмму в состав государственной программы "Развитие транспортной системы Республики Башкортостан".

(в ред. Постановления Правительства РБ от 20.12.2014 N 607)

Достижение целей Программы должно быть обеспечено в основном за счет реализации в Республике Башкортостан ключевых мероприятий по снижению дорожно-транспортного травматизма:

обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении;