Недействующий

Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014-2016 годы (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.12.2023 N 1549)

3.1.4. Своевременное погашение и обслуживание
государственного долга Республики Татарстан


3.1.4.1. Текущая ситуация и существующие проблемы.

Одним из условий обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Татарстан является проведение взвешенной долговой политики.

Традиционно в Республике Татарстан применяется консервативный подход к проведению государственных заимствований и предоставлению государственных гарантий Республики Татарстан.

С учетом этого подхода объем государственного долга в благоприятный период до наступления глобального экономического кризиса составляли преимущественно государственные гарантии Республики Татарстан при относительно небольшом объеме прямых долговых обязательств. Так, на 01.01.2009 в структуре государственного долга Республики Татарстан свыше 85 процентов занимали условные обязательства - государственные гарантии, выданные для реализации приоритетных вопросов региона и поддержки республиканских товаропроизводителей. Объем прямых заимствований не превышал 3,3 млрд. рублей. Государственный долг составлял 22,5 млрд. рублей, или 25,1 процента от фактического объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.

В условиях финансово-экономического кризиса в связи со снижением доходов бюджета Республика Татарстан стала активно привлекать бюджетные кредиты из федерального бюджета для покрытия бюджетного дефицита, в связи с этим долговая нагрузка на бюджет Республики Татарстан возросла.

Кроме того, с 2009 года в республику начали привлекаться федеральные кредиты на цели подготовки к проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани. Также для решения отдельных актуальных проблем были привлечены федеральные кредиты на мероприятия по обеспечению ликвидации последствий засухи и поддержку монопрофильных муниципальных образований в республике.

Несмотря на рост государственного долга Республики Татарстан, его объем во все годы находился на допустимом Бюджетным кодексом Российской Федерации уровне: согласно нормам статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации предельный объем государственного долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

По итогам 2011 года объем государственного долга Республики Татарстан составил 78 процентов от годового объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений. Общий объем государственного долга Республики Татарстан составил 80,3 млрд. рублей, из которых бюджетные кредиты из федерального бюджета - 59,9 млрд. рублей, или 75 процентов, государственные гарантии - 20,4 млрд. рублей, или 25 процентов.

Рост государственного долга привел к увеличению расходов на его обслуживание. Объем расходов на обслуживание долговых обязательств в 2008 году составил 36,9 млн. рублей, в 2009 году - 323,1 млн. рублей, в 2010 году - 705,4 млн. рублей. В 2011 году объем расходов на обслуживание государственного долга составил 1297,0 млн. рублей, или 0,8 процента к объему расходов (без учета расходов за счет субвенций). Данный показатель в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации не должен превышать 15 процентов. Погашение основного долга и выплата процентов по всем обязательствам производились Республикой Татарстан своевременно.

В 2012 году наступили сроки возврата в федеральный бюджет части привлеченных ранее кредитов. В связи с недостаточностью для возврата в короткие сроки столь значительного объема средств в условиях формирования бюджета Республики Татарстан с дефицитом в течение 2012 года были привлечены новые федеральные кредиты на рефинансирование ранее полученных кредитов, а также прорабатывался вопрос о необходимости проведения реструктуризации задолженности по федеральным бюджетным кредитам.

В результате в соответствии с положениями Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в декабре 2012 года проведена реструктуризация задолженности Республики Татарстан перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.

Благодаря активной работе с федеральными органами власти, решение о реструктуризации было принято по всем непогашенным бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Республики Татарстан в 2009-2012 годах, на общую сумму 66,9 млрд. рублей (включая начисленные за 2012 год проценты за пользование бюджетными кредитами в сумме 1,4 млрд. рублей), в том числе:

по бюджетным кредитам в пределах расходов на подготовку к проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани - 63,5 млрд. рублей;

по бюджетным кредитам, предоставленным на реализацию мероприятий по обеспечению ликвидации последствий засухи и поддержке монопрофильных муниципальных образований, на сумму 3,4 млрд. рублей.

В соответствии с Правилами проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 N 1325 "О дополнительных условиях и порядке проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам осуществлена путем предоставления отсрочки по уплате основного долга в первые 10 лет, то есть в период с 2013 по 2022 год, с погашением в последующие 10 лет (с 2023 по 2032 год) реструктурированной задолженности ежегодно равными долями.

Условием получения реструктуризации долга для Республики Татарстан стало принятие обязательств по утверждению Правительством Республики Татарстан Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов и Плана мероприятий по сокращению государственного долга, а также утверждение дополнительных соглашений по реструктуризации законом Республики Татарстан. Все перечисленные документы были приняты в начале 2013 года. При этом предусматривается ежегодное представление отчетности об их исполнении в Министерство финансов Российской Федерации.

По итогам 2012 года объем государственного долга Республики Татарстан составил 67,1 процента от годового объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений. Общий объем государственного долга Республики Татарстан составил 85,8 млрд. рублей, из которых бюджетные кредиты из федерального бюджета - 66,9 млрд. рублей, или 78 процентов, государственные гарантии - 18,9 млрд. рублей, или 22 процента.

Реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам предусматривала консолидацию начисленных за 2012 год процентов за пользование бюджетными кредитами в сумме 1,4 млрд. рублей, что привело к уменьшению расходов на обслуживание государственного долга Республики Татарстан. Проценты за рассрочку реструктурированной задолженности составляют 0,5 процента годовых. Объем расходов на обслуживание долговых обязательств в 2012 году составил 215,5 млн. рублей, или 0,1 процента к объему расходов (без учета расходов за счет субвенций).

С учетом принятых республикой в рамках выполнения условий проведенной реструктуризации обязательств по снижению объема государственного долга первоочередными задачами в области управления государственным долгом являются:

полное и своевременное исполнение всех обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Татарстан;

отказ от привлечения коммерческих заимствований и жесткая ограничительная политика в отношении предоставления государственных гарантий Республики Татарстан;

недопущение необоснованного увеличения долговой нагрузки на бюджет республики.

Основной проблемой, препятствующей решению перечисленных задач, может стать снижение устойчивости бюджета в связи с возможными негативными процессами в экономике страны и республики.

3.1.4.2. Перечень мероприятий и оценка их результатов.

В 2014-2016 годах в рамках Программы будут реализованы:

полное и своевременное исполнение обязательств по погашению всех принятых долговых обязательств;

полная и своевременная выплата процентов за пользование кредитами в соответствии с заключенными соглашениями;

мониторинг погашения заемщиками гарантированных Республикой Татарстан обязательств в целях снижения риска наступления гарантийного случая;