Недействующий

Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014-2016 годы (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.12.2023 N 1549)

3.9.1. Проведение работы с органами местного самоуправления, направленной на утверждение
 местных бюджетов на трехлетний период, обеспечение сбалансированности местных
 бюджетов, обеспечение исполнения плановых назначений местных бюджетов,
 своевременное погашение и обслуживание муниципального долга


3.9.1.1. Текущая ситуация и существующие проблемы.

В Республике Татарстан осуществляется тесное взаимодействие федеральных и республиканских органов исполнительной власти с органами местного самоуправления по текущим и проблемным вопросам, возникающим в ходе осуществления бюджетного процесса на местном уровне.

Начиная с 2005 года федеральными и республиканскими органами исполнительной власти на постоянной основе оказывается практическое содействие муниципалитетам в решении вопросов местного значения. Была проведена большая совместная работа по уточнению, актуализации и идентификации налогооблагаемой базы по земельному налогу, инвентаризации бюджетной сети, внедрению нормативных методов финансирования бюджетных учреждений, обеспечению своевременности финансирования расходов местных бюджетов.

Проводимая в республике с 2005 года работа федеральных, республиканских и муниципальных органов власти по уточнению и увеличению налогооблагаемой базы местных бюджетов, особенно по имущественным налогам, способствовала положительной динамике доходной части бюджетов районов, городов Республики Татарстан.

В 2006 году (первый год реализации муниципальной реформы) налоговые и неналоговые доходы поступили в местные бюджеты республики в объеме 15,2 млрд. рублей. В 2007 году в местные бюджеты поступило 19,6 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов, в 2008 году - 25,1 млрд. рублей (рост к уровню 2006 года в 1,7 раза). В 2009 году в условиях мирового финансового кризиса поступления в местные бюджеты несколько снизились и составили 23,7 млрд. рублей.

В 2010 году ситуация по сбору налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты стабилизировалась. Поступления составили 25,5 млрд. рублей, что превысило уровень докризисного 2008 года.

В целом консолидированные бюджеты муниципальных районов и городских округов республики по налоговым и неналоговым доходам за 2011 год выполнены на 105 процентов, при уточненном плане в сумме 27,9 млрд. рублей в местные бюджеты поступило 29,3 млрд. рублей. За 2012 год исполнение также составило 105 процентов: при уточненном плане 33,5 млрд. рублей в местные бюджеты поступило 35,3 млрд. рублей.

Ежегодно в бюджете Республики Татарстан предусматриваются межбюджетные трансферты местным бюджетам в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. В частности, в 2011 году местным бюджетам предоставлены межбюджетные трансферты в объеме 32,8 млрд. рублей, в 2012 году - 30,5 млрд. рублей.

Для выполнения своих расходных обязательств наряду с доходными источниками муниципальными образованиями привлечены соответствующие источники финансирования дефицита бюджета, в основном остатки бюджетных средств и заемные средства.

В целях единообразия осуществления бюджетного процесса на республиканском и муниципальном уровнях в 2012 году бюджеты муниципальных районов и городских округов утверждены на трехлетний период: на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов. Принятие трехлетнего бюджета позволяет органам местного самоуправления создавать предпосылки для экономического развития территорий на среднесрочную перспективу.

В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов и исполнения плановых назначений Министерством финансов Республики Татарстан проводится мониторинг исполнения местных бюджетов, а также мониторинг динамики просроченной кредиторской задолженности муниципальных учреждений.

На муниципальном уровне проводится работа по своевременному погашению и обслуживанию муниципального долга. В 2011 году расходы местных бюджетов на обслуживание муниципального долга составили 822,4 млн. рублей, в 2012 году - 893 млн. рублей.

На 01.07.2013 общий объем муниципального долга составил 31,0 млрд. рублей, в том числе:

бюджетные кредиты - 25,5 млрд. рублей;

облигационные займы - 0,9 млрд. рублей;

коммерческие кредиты - 4,5 млрд. рублей;

муниципальные гарантии - 0,1 млрд. рублей.

В 2014-2016 годах будут продолжены мониторинг муниципального долга и его обслуживания, а также соблюдение выполнения условий реструктуризации задолженности Республики Татарстан, в том числе муниципального образования г. Казани, перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.

3.9.1.2. Перечень мероприятий и оценка их результатов.

В 2014-2016 годах в рамках Программы будут проводиться следующие мероприятия:

работа с органами местного самоуправления по утверждению местных бюджетов на три года;

рассмотрение и мониторинг решений представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период;

предоставление соответствующих рекомендаций органам местного самоуправления;

обеспечение сбалансированности местных бюджетов при формировании межбюджетных отношений на очередной финансовый год и на плановый период путем предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан;

согласование с органами местного самоуправления исходных прогнозных показателей для расчета дотаций, субсидий и дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц;

мониторинг решений представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах;

предоставление соответствующих рекомендаций органам местного самоуправления;

мониторинг и анализ исполнения консолидированных бюджетов муниципальных районов (городских округов) по налоговым и неналоговым доходам к первоначально утвержденному бюджету и к уточненному плану;