Обеспечение сбалансированности бюджета Республики Татарстан в долгосрочном периоде является одной из основных задач бюджетной политики республики. В настоящей Программе под сбалансированностью понимается соответствие расходных обязательств доходам бюджета. Основным критерием оценки сбалансированности бюджета является его устойчивость, то есть способность выполнять поставленные Стратегией социально-экономического развития республики задачи в условиях возможных негативных процессов в экономической системе страны или республики.
Для повышения устойчивости бюджета федеральным и республиканским законодательствами предусмотрен ряд ограничений (условий). Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации введены ограничения на размер дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (статья 92.1), а также на размер государственного (муниципального) долга (статья 107) и объем расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга (статья 111). В Бюджетном кодексе Республики Татарстан аналогичные ограничения установлены статьями 24, 31 и 33. Субъекты Российской Федерации могут вводить дополнительные ограничения на проведение политики государственных (муниципальных) заимствований.
Одной из отличительных особенностей бюджета Республики Татарстан является нормативный принцип его формирования, что позволяет установить уровень государственных социальных гарантий. Этот уровень относится к категории так называемого неснижаемого объема расходной части бюджета, и в этой ситуации основным предметом регулирования становится переменная часть бюджета, которая и является бюджетом развития.
В 2014-2016 годах по указанному блоку Программы работа будет вестись в следующих направлениях:
обеспечение последовательного снижения дефицита бюджета;
создание и поддержание необходимых финансовых резервов;
сокращение кредиторской задолженности, недопущение просроченной кредиторской задолженности по расходам бюджета Республики Татарстан;
своевременное погашение и обслуживание государственного долга Республики Татарстан;
формализация процесса прогнозирования доходов бюджета Республики Татарстан по основным налогам и сборам;
оптимизация числа и объема предоставляемых налоговых льгот;
развитие инструментов наращивания доходной базы регионального и муниципальных бюджетов.
Ниже приведено описание текущей ситуации, характеристика мероприятий и оценка результатов реализации мероприятий в разрезе направлений блока.