Недействующий

Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014-2016 годы (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.12.2023 N 1549)

3.1.1. Обеспечение последовательного
снижения дефицита бюджета


3.1.1.1. Текущая ситуация и существующие проблемы.

В последние годы в результате последствий глобального экономического кризиса бюджет Республики Татарстан является дефицитным. Объем дефицита утверждается законом РТ о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и плановый период с соблюдением ограничений, установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 24 Бюджетного кодекса Республики Татарстан. Так, отношение дефицита бюджета республики к налоговым и неналоговым доходам в 2010 году составило 10,4 процента, в 2011 году - 6,4 процента, в 2012 году - 4,1 процента.

Для обеспечения сбалансированности бюджетной системы проведена оптимизация расходов путем:

снижения расходов на содержание органов исполнительной власти;

перевода на нормативные принципы финансирования учреждений ряда отраслей социальной сферы;

повышения эффективности бюджетных инвестиций.

Наличие дефицита бюджета требует источников его покрытия. До 2013 года источниками погашения дефицита преимущественно являлись бюджетные кредиты, привлеченные из федерального бюджета на возмездной основе. После проведения в 2012 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 N 1325 "О дополнительных условиях и порядке проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" реструктуризации задолженности Республики Татарстан перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам дальнейшее привлечение заемных средств на покрытие дефицита бюджета стало невозможным.

В этих условиях для снижения бюджетного дефицита планируется усилить мероприятия в части повышения доходов бюджета путем погашения недоимки, повышения качества администрирования доходов, проведения работы с организациями-налогоплательщиками. В части расходов предполагается продолжить работу по экономии бюджетных расходов и оптимизации сети учреждений, в том числе за счет реорганизации неэффективных учреждений и организаций.

На сегодняшний день нерешенными остаются вопросы, оказывающие негативное влияние на величину бюджетного дефицита, а именно принятие федеральными органами в течение финансового года решений по изменению системы оплаты труда работников бюджетной сферы, изменению минимального размера оплаты труда, отдельных мер социальной защиты и других выплат из бюджета без соответствующей компенсации из федерального бюджета;

Так, с 2012 года в связи с необходимостью реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года у Республики Татарстан возникли новые расходные обязательства. Замедление темпов развития экономики с соответствующим замедлением темпов поступлений доходов в бюджет Республики Татарстан и резкое увеличение расходной части бюджета привело к значительному увеличению дефицита. За первое полугодие 2013 года плановый дефицит бюджета Республики Татарстан увеличился относительно исполнения 2012 года и составил 9,9 процента.

3.1.1.2. Перечень мероприятий и оценка их результатов.

Снижение дефицита бюджета требует реализации комплекса мер в соответствующий период по дальнейшему укреплению доходной базы и снижению долговой нагрузки бюджета республики, повышению результативности и сокращению неэффективных расходов. Все эти мероприятия учтены в различных направлениях Программы.

К концу реализации Программы объем дефицита бюджета Республики Татарстан должен составить не более 4,0 процента от объема доходов бюджета Республики Татарстан без учета объема безвозмездных поступлений.