3.5.3.1. Текущая ситуация и существующие проблемы
Работа по мониторингу качества финансового управления осуществляется в Республике Татарстан по различным направлениям: при проведении оценки выполнения Государственного заказа на управление министерствам, ведомствам Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности, а также использование индикаторов в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан.
Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан проводится внутриведомственный финансовый контроль за рациональным и целевым использованием средств, передаваемых учреждениям в рамках утвержденных программ, финансируемых за счет средств бюджета Республики Татарстан, осуществляется ежемесячный мониторинг и анализ изменения дебиторской и кредиторской задолженности, ведется учет изменений стоимости объектов незавершенного строительства.
Вместе с тем в настоящее время в Республике Татарстан отсутствует единая формализованная методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в части мониторинга параметров качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств.
Программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем достижения намеченных целей и результатов.
Расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств при исполнении бюджета должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины.
Необходимо также отметить, что в рамках мониторинга качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств важное значение имеет зависимость оплаты труда руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан от результатов их профессиональной служебной деятельности.
Эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан в настоящее время оценивается с помощью индикаторов, установленных в Государственном заказе на управление министерствам, ведомствам Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности. Ежегодно по результатам исполнения Государственного заказа формируется рейтинг исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан. Однако система оплаты труда руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан не связана с результатами выполнения Государственного заказа.
В связи с этим в рамках направления по мониторингу качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств можно выделить следующие проблемы:
отсутствие единой формализованной методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в части мониторинга параметров качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств;
отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих оценку результативности профессиональной служебной деятельности руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.
3.5.3.2. Перечень мероприятий.
В связи с этим возникает необходимость в применении системы мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, для использования ее результатов при оценке деятельности органов исполнительной власти и их руководителей в целях повышения их ответственности за достижение установленных показателей. При этом мониторинг качества финансового управления должен быть направлен на проведение анализа и оценки совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств, и охватывать все элементы бюджетного процесса: составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит.
Для проведения оценки качества финансового управления могут использоваться следующие источники информации:
годовые отчеты главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
результаты проведенных в течение отчетного периода (год) контрольно-ревизионных мероприятий;
иные документы и материалы.
Оценка качества финансового управления должна производиться по следующим направлениям:
оценка механизмов планирования расходов бюджета;
оценка результатов исполнения бюджета в части расходов;
оценка исполнения бюджета в части доходов;
оценка управления обязательствами в процессе исполнения бюджета;
оценка состояния учета и отчетности;
оценка организации контроля.
На основании результатов итоговой оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств должен формироваться ежегодный рейтинг главных распорядителей бюджетных средств и публиковаться в сети "Интернет".
На основании результатов оценки качества финансового управления для главных распорядителей бюджетных средств должны разрабатываться рекомендации, направленные на повышение качества финансового управления.
Внедрение единой формализованной системы мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, должно включать:
нормативное закрепление порядка проведения мониторинга качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств (утверждение положения об организации мониторинга);