Недействующий

Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014-2016 годы (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.12.2023 N 1549)



3.9. Повышение эффективности бюджетных
расходов на местном уровне


Девятый блок направлений Программы объединяет работу республиканских и муниципальных органов власти по повышению эффективности бюджетных расходов на местном уровне.

Полномерная реализация положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" начата в Республике Татарстан с 1 января 2006 года.

Предварительно в республике проведена значительная работа по нормативно-правовому обеспечению реализации муниципальной реформы: принят Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", территориальные образования республики законодательно наделены статусом муниципальных образований с определением границ, внесены изменения в Бюджетный кодекс Республики Татарстан, сформированы представительные и исполнительные органы местного самоуправления соответствующих типов муниципальных образований, приняты уставы и иные нормативные акты органов местного самоуправления об осуществлении бюджетного процесса в муниципальных образованиях.

В 2005 году в Республике Татарстан определена структура 999 муниципальных образований: 2 городских округов, 43 муниципальных районов, 954 городских и сельских поселений. В результате объединения поселений количество муниципальных образований сократилось. На 2013 год принято 974 местных бюджета.

Начиная с 2006 года законом РТ о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год утверждаются дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений (полномочия по распределению дотаций из данного фонда передаются на уровень муниципальных районов), дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), субсидии на софинансирование расходных полномочий муниципалитетов по вопросам местного значения, субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий, иные межбюджетные трансферты.

Размеры дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) определяются исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, уровня их расчетной бюджетной обеспеченности в соответствии с Порядком расчета условного налогового потенциала и Порядком расчета индекса бюджетных расходов, утвержденных Бюджетным кодексом Республики Татарстан.

Субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам в соответствии с законодательством Республики Татарстан.

Финансовые взаимоотношения с муниципалитетами формируются исходя из регулярного детального анализа социально-экономического положения муниципальных образований и постоянного мониторинга осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях.

В целях повышения прозрачности и эффективности взаимоотношений между бюджетом Республики Татарстан и местными бюджетами были приняты ведомственные целевые программы Министерства финансов Республики Татарстан "Повышение эффективности межбюджетных отношений с местными бюджетами Республики Татарстан на 2009-2011 годы" и "Повышение эффективности межбюджетных отношений с местными бюджетами Республики Татарстан на 2012-2014 годы".

В дальнейшем решение задачи повышения эффективности межбюджетных отношений с местными бюджетами будет осуществляться в рамках государственной программы "Управление государственными финансами Республики Татарстан на 2014-2016 годы".

Муниципальные образования Республики Татарстан значительно дифференцированы по социально-экономическому развитию и налоговому потенциалу. Несмотря на ежегодный рост поступлений доходов в местные бюджеты и проводимую работу по увеличению налогооблагаемой базы муниципальных образований, очевидно, что в связи с дифференциацией налогового потенциала территорий республики законодательно закрепленные доходы объективно не могут создать одинаковых возможностей для всех органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения.

Поэтому при построении межбюджетных отношений главной задачей является сбалансированность всех уровней бюджетной системы республики, включая местные бюджеты, за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан.

Несмотря на то, что в Республике Татарстан функционирует четкий механизм построения межбюджетных отношений с местными бюджетами, который применяется при бюджетном планировании, для решения задачи повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимы дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений и продолжение тесного взаимодействия с органами местного самоуправления.

В 2014-2016 годах работа по данному блоку Программы будет вестись по следующим направлениям:

проведение работы с органами местного самоуправления, направленной на утверждение местных бюджетов на трехлетний период, обеспечение сбалансированности местных бюджетов, а также исполнение плановых назначений местных бюджетов, своевременное погашение и обслуживание муниципального долга;

проведение мониторинга качества управления муниципальными финансами.

Ниже приведено описание текущей ситуации, характеристика перечня мероприятий и оценка результатов реализации мероприятий в разрезе направлений блока.