Действующий

Об утверждении Государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" (с изменениями на 21 сентября 2023 года)


1.2. Кадры системы образования


Важным фактором, неблагоприятно влияющим на качество образования в Республике Татарстан, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.


В 2011/2012 учебном году обеспеченность отрасли педагогическими кадрами по Республике Татарстан составляла 99,6 процента (городская местность - 99,7 процента, сельская - 99,6 процента). Образовательный уровень работников образования заметно вырос. По сравнению с 2010/2011 учебным годом средние республиканские показатели по наличию у учителей высшего образования повысились с 89,8 до 90,2 процента. Отток педагогических кадров продолжается. Из 4356 педагогических работников (8,4 процента, в 2010 году - 7,2 процента), выбывших из образовательных учреждений, 267 - молодые специалисты (6,1 процента от численности выбывших), в 2010 году - 340 молодых специалистов (8,4 процента). Из направленных на работу молодых специалистов в 2011/2012 учебном году остался работать в образовательных организациях 981 человек (87,8 процента), в 2010/2011 учебном году - 1116 человек (86,8 процента). Кадровый мониторинг по Республике Татарстан отражает рост численности молодых педагогов. По сравнению с 2009/2010 учебным годом доля молодых учителей со стажем до 5 лет от общего числа работников образования увеличилась с 9,6 до 10,7 процента.


Важным фактором, определяющим привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы. Повышение заработной платы учителей стало одной из целей реализуемого с 2011 года проекта модернизации региональной системы общего образования Республики Татарстан.


Рост заработной платы педагогов актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.


Учитывая эти обстоятельства, в республике в рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан уже два года ведется активная и последовательная работа комплексного характера, приоритетной целью которой является кадровое и научно-технологическое обеспечение инновационного развития системы общего образования.


Все учителя и руководители общеобразовательных организаций получили персональные ноутбуки, установлены точки беспроводного доступа к сети, 34 тыс. учителей общеобразовательных школ республики являются участниками 1940 сетевых педагогических сообществ в сети "Интернет" на сайте Национального фонда подготовки кадров (www.openclass.ru). Доля школьных учителей-предметников, достаточно уверенно владеющих навыками работы с компьютерными программами, возросла до 65,3 процента. Реализация проекта "Электронное образование" привела к росту охвата педагогических и управленческих кадров сетевыми формами обучения на 75 процентов. В школу пришло новое поколение молодых учителей по учебному предмету "Информатика". Формируется и функционирует в тестовом режиме новая система повышения квалификации учителя на основе бюджетного именного сертификата и модульного принципа обучения, в наибольшей степени отражающая профессионально-личностные интересы педагогов. Программы повышения квалификации педагогов должны обеспечивать формирование мотивации инновационного поведения педагога.


Особое место в ряду этих мероприятий занимает грантовое движение (гранты "Наш лучший учитель", "Наш новый учитель", "Наш лучший директор" и т.д.), направленное на повышение статуса учителей республики, активизацию их успешной профессиональной деятельности на основе материального стимулирования по результатам государственно-общественной экспертизы профессионально-личностных достижений.


Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие, создавать пространство для их карьерного роста.


Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, но адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ.


В этой сфере на региональном уровне реализован комплекс мер: введена новая система оплаты труда, стимулирующая качество результатов деятельности педагогов и мотивацию профессионального развития, утверждены современные квалификационные требования к педагогическим работникам и правила аттестации, реализованы масштабные программы повышения квалификации, в том числе на базе созданной сети стажировочных площадок.


В сфере профессионального образования в последние годы происходит увеличение численности преподавателей в возрасте до 30 лет и снижение данного показателя для возрастных категорий 40 - 49 и 50 - 59 лет. Вместе с тем возрастная структура в профессиональном образовании по-прежнему остается далекой от оптимальной. Одной из причин является низкая заработная плата педагогических и научно-педагогических работников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования.