Действующий

Об утверждении Государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" (с изменениями на 21 сентября 2023 года)



1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем и пути их решения

(в ред. Постановления КМ РТ от 21.09.2023 N 1165)



Важнейшим приоритетом образовательной политики Республики Татарстан в сфере дошкольного образования является реализация комплексных мер по обеспечению доступности и качества образования. На начало 2023 года в республике функционируют 1 984 образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, которые посещают более 215 тыс. детей.


Благодаря поддержке государства, оказываемой в виде субсидирования затрат на образование, развивается сеть частных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. Реализуют образовательные программы дошкольного образования, а также осуществляют присмотр и уход за детьми 26 частных образовательных организаций, 11 индивидуальных предпринимателей. В 2022 году получателями субсидии стали 17 частных дошкольных образовательных организаций, 6 частных общеобразовательных организаций с дошкольными группами, 9 индивидуальных предпринимателей, реализующих программу дошкольного образования.


В республике развиваются вариативные формы дошкольного образования. Так, функционируют 10 семейных дошкольных групп на базе многодетных семей. Пользуются спросом среди населения организованные в детских садах группы кратковременного пребывания различной направленности (адаптационные, раннего развития детей, по подготовке к школе), которые охватывают около 2 тыс. детей.


В дошкольных образовательных организациях организованы 1 265 групп компенсирующей направленности: для детей с нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. В них воспитываются около 18 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. В 220 группах оздоровительной направленности (для детей с туберкулезной интоксикацией, аллергическими заболеваниями, для часто болеющих детей) воспитываются более 4 тыс. детей, нуждающихся в оздоровлении.


Развивается инклюзивное образование дошкольников. В 48 группах комбинированной направленности совместно со здоровыми детьми воспитывается 231 ребенок-инвалид.


В Республике Татарстан формируется сеть дошкольных образовательных организаций, на базе которых функционируют консультационные центры, предоставляющие консультационную, методическую, психолого-педагогическую помощь родителям с детьми дошкольного возраста. В 2022 году 13 дошкольных образовательных организаций Республики Татарстан стали получателями грантов на реализацию мероприятий по созданию и обеспечению функционирования консультационных центров (служб) психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".


В сфере дошкольного образования заняты 50 116 человек, в том числе 15 422 воспитателя, 1 361 музыкальный руководитель, 696 инструкторов по физической культуре, 551 педагог-психолог, 1 808 учителей-логопедов и дефектологов.


Все педагоги дошкольного образования республики имеют соответствующее квалификационным характеристикам образование. В республике высшее профессиональное образование имеют более 82 процентов педагогов и 100 процентов руководителей дошкольных образовательных организаций.


На текущий момент в сфере дошкольного образования Республики Татарстан сохраняются следующие приоритетные задачи, требующие решения:


обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;


развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет) с учетом его потребностей, интересов и способностей.