Действующий

Об утверждении Государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" (с изменениями на 21 сентября 2023 года)


1.1. Качество дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования


Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки.


Качество дошкольного образования определяется:


содержанием дошкольного образования,


требованиями к подготовке выпускников (результаты образовательной деятельности),


созданием предметно-пространственной среды.


В целях обеспечения раннего раскрытия способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде и их подготовки к школьному обучению в Республике Татарстан расширена государственная поддержка дошкольного образования, включая развитие автономных, частных, корпоративных, общественных и семейных детских садов, а также дополнительного образования.


(в ред. Постановления КМ РТ от 21.09.2023 N 1165)


Несмотря на то, что средний уровень подготовки российских, в том числе и татарстанских, школьников по традиционным критериям превышает средние международные показатели, а одаренные татарстанские школьники показывают хорошие результаты на всероссийских и международных олимпиадах, для отдельных районов республики и групп детей существуют риски неравенства в доступе к качественному образованию. Речь идет прежде всего о слабо населенных районах с малокомплектными школами, в которых сложно обеспечить необходимый уровень и качество образования.


В последние годы в Республике Татарстан проведена масштабная модернизация сети общеобразовательных организаций. В каждом муниципальном образовании республики реализованы муниципальные целевые программы развития организаций образования на период 2010 - 2012 годов.


Программами предусмотрено проведение мероприятий по выстраиванию оптимальной сети общеобразовательных организаций путем реорганизации малокомплектных общеобразовательных организаций и присоединения их к базовым школам.


Созданы базовые школы и ресурсные центры, обеспечивающие транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов, оснащенные современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием для реализации программ дистанционного обучения.


В муниципальных образованиях продолжается работа по созданию оптимальной сети общеобразовательных организаций путем присоединения к лучшим общеобразовательным организациям неконкурентоспособных малокомплектных школ. В ряде районов (Азнакаевский, Актанышский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Нурлатский, Рыбно-Слободский и др.) за последние 10 лет число средних общеобразовательных школ уменьшилось в 2 раза. Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образования независимо от места жительства пока не удалось.


(в ред. Постановления КМ РТ от 21.09.2023 N 1165)


Более того, намечается тенденция формирования сегмента школ (как сельских, так и городских), устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. Образование в таких школах перестает выполнять функцию "социального лифта", начинает воспроизводить и закреплять социальную и культурную дифференциацию.