Действующий

Об утверждении Государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" (с изменениями на 21 сентября 2023 года)


1.4. Институциональные и структурные реформы


Отличительными особенностями государственной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов и существенное изменение законодательной базы.


Основными инструментами государственной политики в сфере образования в Республике Татарстан в последние годы выступили Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, государственная программа "Развитие образования", национальный проект "Образование", Стратегия развития образования Республики Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее"; ведомственная целевая программа "Государственная поддержка талантливой молодежи на 2013 - 2015 годы в рамках реализации программы грантов Правительства Республики Татарстан"; ведомственная целевая программа "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации на 2013 - 2015 годы"; ведомственная целевая программа "Развитие высшего профессионального образования на 2013 - 2015 годы"; ведомственная целевая программа "Развитие системы государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2013 - 2015 годы"; ведомственная целевая программа "Развитие системы специального (коррекционного) образования на 2013 - 2015 годы"; ведомственная целевая программа "Развитие среднего профессионального образования на 2013 - 2015 годы".


(в ред. Постановления КМ РТ от 13.02.2019 N 102)


Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в образовании в проектах и программах модернизации образования на всех его уровнях стали выявление и конкурсная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования и внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.


Институционализация новых образовательных и организационных моделей обеспечивалась за счет внесения изменений в законодательные акты.


В результате проведена комплексная модернизация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов системы общего образования в Республике Татарстан, основные направления которой были определены в 2000-е годы: нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений; система оплаты труда, ориентированная на результат; независимая система оценки учебных достижений учащихся (единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме); общественное участие в управлении образованием и оценке его качества; публичная отчетность образовательных организаций.


Результатом является повышение ответственности руководителей и педагогов за результаты деятельности, усиление прозрачности системы образования для общества.


Однако до сих пор не завершено формирование общероссийской системы оценки качества образования результатов деятельности системы образования. В связи с этим не является совершенной и региональная система оценки качества образования, результатов деятельности системы образования.


Для профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования наиболее существенными в последние годы были мероприятия по развитию их сети и укреплению взаимодействия организаций профессионального образования с рынком труда, в контексте передачи организаций с федерального на региональный уровень подчинения. Это позволило заложить базу для создания республиканской системы профессионального образования, соответствующей потребностям Республики Татарстан и работодателей в специалистах. До конца не решены задачи разработки и реализации эффективной модели развития республиканской системы начального и среднего профессионального образования, усиления роли профессиональных сообществ и работодателей в развитии этой системы. Современный этап социально-экономического развития Республики Татарстан, предусматривающий нацеленность на инновационное развитие экономики, диктует необходимость подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных работников, и с этой целью - совершенствования системы профессионального образования, достижения баланса структур профессионального образования и спроса на рабочую силу. В более эффективных решениях нуждаются задачи совершенствования механизма взаимодействия рынка труда и сферы образования.


(в ред. Постановления КМ РТ от 21.09.2023 N 1165)


Республикой Татарстан взят курс на оптимизацию и укрупнение системы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. За период с сентября 2007 года численность подведомственных образовательных организаций сократилась с 98 до 72.


Наиболее эффективно работающие образовательные организации изменили свой статус на профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования - колледжи и техникумы, осуществляющие двухуровневую подготовку кадров с начальным и средним профессиональным образованием, а также перешли на автономный режим работы. В рамках формирования государственно-корпоративного заказа на подготовку кадров заключаются договоры с работодателями, в том числе с такими крупными промышленными предприятиями республики, как открытые акционерные общества "Казаньоргсинтез", "Нижнекамскнефтехим", "Казанькомпрессормаш", "КАМАЗ", "КАПО им. С.П.Горбунова", "Красный Восток-Агро" и другими. Наибольшее количество подготовленных кадров требуется для предприятий машиностроения, сельского хозяйства, строительства, общественного питания.


Таким образом, образовательные организации мотивированы строить свою деятельность и осуществлять реализацию образовательных программ среднего профессионального образования по тем профессиям и в тех объемах, которые заявлены работодателем-заказчиком кадров.


(в ред. Постановления КМ РТ от 21.09.2023 N 1165)