Действующий

Об утверждении Государственной программы "Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" (с изменениями на 4 октября 2023 года)



1.1. Значение транспортного комплекса Республики Татарстан в мировой транспортной системе, транспортной системе России, социально-экономическом развитии Республики Татарстан


В Республике Татарстан транспорт - одна из базовых отраслей хозяйства, важнейшая составная часть производственной и социальной инфраструктуры. Система транспортных коммуникаций является условием территориальной целостности региона, единства его экономического пространства. Она связывает Республику Татарстан с другими регионами России, с мировым сообществом, будучи основой обеспечения интеграции региона в глобальную экономическую систему.


Республика Татарстан находится на перекрестке главных транспортных путей:


автомагистралей и железнодорожных линий, идущих с востока на запад и связывающих сибирские регионы, Урал, Восточную Европу и запад России;


автомагистралей, железных дорог и речных артерий, идущих с юга на север и соединяющих черноморские регионы, протяженную территорию Поволжья, Московскую и Ленинградскую области.


Хотелось бы отметить, что столица Республики Татарстан - Казань расположена в центре крупнейшего густо населенного индустриального бассейна с крупными населенными пунктами. Выгодное географическое положение позволяет Республике Татарстан получать доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.


О роли транспорта свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах Республики Татарстан (12,9 процента в 2012 году), существенная доля транспортных услуг во внутреннем валовом продукте (6,2 процента в 2012 году), в инвестициях на развитие отраслей экономики (15,3 процента в 2012 году), в численности занятых работников (6,1 процента в 2012 году).


Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики.


Одной из приоритетных задач в настоящее время является масштабное строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра. Он будет частью нового транспортного коридора "Европа - Западный Китай" участка Россия - Казахстан - Китай, который пройдет от портов Финляндии через страны Балтики, через г. г. Казань, Оренбург и Казахстан.


Параллельно форсированными темпами продолжается реконструкция федеральной автотрассы Казань - Набережные Челны, которая позволит в несколько раз повысить пропускную способность важной дороги. Этот проект важен не только для региона, но и для всей страны в целом. Трасса соединит европейскую часть России с особой экономической зоной "Алабуга" (что облегчит связь резидентов особой экономической зоны и других предприятий с партнерами) и Республикой Башкортостан.


Также важнейшей задачей является строительство транспортного маршрута по направлению от г. Казани до г. Екатеринбурга, который позволит связать в единое целое транспортные коммуникации Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов.


Данный маршрут необходим в том числе и для качественного проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.


Транспортная отрасль и дорожное хозяйство имеют значительное влияние на качество жизни населения, инновационное развитие экономики, формирование среднего класса, ценовую и тарифную политику государства, размещение производительных сил.


Однако грузопоток, который идет через Татарстан, растет быстрее, чем развивается транспортная инфраструктура, поэтому необходимо уделить внимание тем участкам дорог, которые не соответствуют задачам международных транспортных коридоров.


Значение транспортного комплекса Республики Татарстан и его роль в транспортной системе страны и мира определяют задачи его развития, которые будут ориентированы на рост инновационной экономики и потребительского сектора. При этом необходимо обеспечить повышение качества, надежности, ритмичности, повсеместную доступность обслуживания, мобильность, полное удовлетворение потребностей в транспортных услугах. Приоритетное развитие должны получить пассажирский и грузовой автомобильный транспорт, системы высокоскоростных перевозок людей и товаров, сектор комплексного транспортно-логистического обслуживания. Развитие транспортной инфраструктуры в регионе будет направлено на повышение пропускной способности и технических характеристик транспортной сети всех видов транспорта, строительство обходов крупных городов и основных транспортных коммуникаций, новых скоростных железных дорог, автомагистралей, в том числе платных, развитие аэропортов. Повысится роль речного транспорта в обеспечении внутренних и внешнеторговых перевозок грузов, а также перевозок пассажиров, главным образом в туристических и рекреационных целях.