Действующий

Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие транспортной системы Республики Татарстан" (с изменениями на 15 июля 2024 года)



I. Оценка текущего состояния транспортного комплекса Республики Татарстан


Государственная программа Республики Татарстан "Развитие транспортной системы Республики Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на обеспечение дальнейшего развития транспортного комплекса и создание современной инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры для удовлетворения потребностей экономики Республики Татарстан.


В Республике Татарстан транспорт - одна из базовых отраслей хозяйства, важнейшая составная часть производственной и социальной инфраструктуры. Система транспортных коммуникаций является условием территориальной целостности региона, единства его экономического пространства. Она связывает Республику Татарстан с другими регионами России, с мировым сообществом, будучи основой обеспечения интеграции региона в глобальную экономическую систему.


Республика Татарстан находится на перекрестке главных транспортных путей:


автомагистралей и железнодорожных линий, идущих с востока на запад и связывающих сибирские регионы, Урал, Восточную Европу и запад России;


автомагистралей, железных дорог и речных артерий, идущих с юга на север и соединяющих черноморские регионы, территорию Поволжья, Московскую и Ленинградскую области.


Столица Республики Татарстан - Казань расположена в центре крупнейшего густо населенного индустриального бассейна р. Волги с крупными населенными пунктами. Выгодное географическое положение позволяет Республике Татарстан получать доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.


О роли транспорта свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах Республики Татарстан. Основными видами транспорта в республике являются железнодорожный, воздушный, внутренний водный и автомобильный. По итогам 2023 года удельный вес валовой добавленной стоимости предприятий отрасли в объеме валового регионального продукта Республики Татарстан, по оценке, составил 6,0 процента, в том числе вклад предприятий по виду экономической деятельности "Транспортировка и хранение" в валовой региональный продукт Республики Татарстан в 2023 году, по оценке, составил 4,6 процента, по виду экономической деятельности "Строительство автомобильных дорог и автомагистралей" в 2023 году - 1,4 процента.


Республика Татарстан является одним из ключевых регионов в транспортно-транзитной системе Российской Федерации и играет ведущую роль в формировании международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Российской Федерации.


Активными темпами осуществляется строительство автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке обхода городов Нижнекамска и Набережные Челны в составе маршрута Казань - Екатеринбург, что позволит в несколько раз повысить его пропускную способность и уровень безопасности дорожного движения. Будет решена проблема перегруженности и транспортной разобщенности Закамской зоны, где сосредоточены предприятия нефтехимии, нефтепереработки, автомобилестроения и других отраслей. Данное направление фактически будет являться новым направлением федеральной дороги М-7 "Волга".


Строительство обхода имеет особую важность не только для Республики Татарстан, но и для соседних регионов, поскольку трасса М-7 - основная магистраль Поволжья, обеспечивающая устойчивые торгово-экономические и социальные связи между несколькими субъектами Российской Федерации.


Также важнейшей задачей является строительство транспортного маршрута по направлению от г. Казани до г. Екатеринбурга, который позволит связать в единое целое транспортные коммуникации Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов.


С целью перспективного развития международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай", а также для обеспечения соединения Казанской и Альметьевской экономических зон и соединения двух федеральных трасс М-7 "Волга" и М-5 "Урал" проработан вопрос строительства автомобильной дороги "Шали - Бавлы", которая станет транспортным коридором для роста грузовых перевозок.


Первым этапом строительства данного коридора стало строительство мостового перехода через р. Каму у с. Сорочьи Горы и строительство автодороги Шали - Сорочьи Горы, которая соединила две крупные федеральные дороги - М-7 "Волга" и Р-239 "Казань - Оренбург".


Проект строительства автомобильной дороги "Алексеевское - Альметьевск" в составе платной автомобильной дороги "Шали (М-7) - Бавлы (М-5)" реализуется на условиях государственно-частного партнерства.