Министру образования и науки
Республики Татарстан
Э.Н. Фаттахову
Федеральная налоговая служба в целях привлечения внимания юного поколения к истории развития налоговой системы России, воспитания налогового правосознания подрастающего поколения россиян, а также формирования положительного отношения молодежи к налоговой политике государства 21 ноября 2013 года, в день работников налоговых органов, в учебных заведениях страны проводит общероссийский открытый урок, посвященный вопросам налоговой грамотности.
Данный урок должен пройти по единому сценарию по всей России.
Прошу Вас поддержать данную инициативу и оказать содействие в проведении общероссийского мероприятия.
Сценарии проведения урока для младших и старших классов прилагаются.
Государственный советник | М.А. Сафиуллин |
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с имущественными налогами и налогообложением физических лиц и их ролью в формировании бюджетов муниципалитетов;
Развивающие: расширение кругозора школьников, обогащения их словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики, права, совершенствование представлений школьников о государстве и его функциях, раскрытие сущности налогов, основных их видов и т.п.
развитие творческих способностей учащихся, выявление индивидуальных умений личности.
Воспитательные: формирование положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Структура:
Этапы урока | Мероприятия | Время |
I. Организационный | 1. Приветствие. | 5 минут |
II. Мотивационный | 1. Постановка задач урока. | 5 минут |
III. Обучающий | Беседа с учащимися по теме урока. | 25 минут |
IV. Итоговый | 1. Подведение итогов урока. | 10 минут |
Требования к оборудованию: проектор, компьютер, 3 стола для команд, карточки-задания, листы с терминами, ручки, карандаши, костюмы или их элементы, стол жюри.
Ход урока
Организационный момент.
Учащиеся делятся на 3 группы.
Ведущий. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. Высказывания знаменитых людей, живших в разное время, помогут вам. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?
Учащиеся должны определить, что пропущено слово "налоги"
Не платит _____________ только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосёт |
________________ платятся, и жизнь в гору катится |
_______________________ - нервы государства. |
_________________ для государства то же, что паруса для корабля. |
Требовать уничтожения ___________ значило бы требовать уничтожения самого общества. |
_________________ для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы. |
Ведущий: Тема нашего урока "Налоги".
Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У. Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О. Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги - зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.
Ведущий: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.
Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.
Ведущий: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.
Налоги - периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.
Ведущий: Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста...
В настоящее время налоги в нашей стране взимаются
- с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
- с имущества, передачи имущества;
- с юридически значимых действий;
- с ввоза и вывоза товаров за границу.
У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.
Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%.
А еще у каждого налога есть срок уплаты, например кто владеет квартирой, машиной, дачным участком, должен обязательно заплатить налоги, например срок уплаты имущественного налога в 2013 году 01 ноября.
А теперь представим ситуацию, что в нашем городе наши законодатели решили ввести новый налог - сбор с владельцев собак.
Первая группа выступит от имени местных законодателей с инициативой введения этого закона. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами: "Мы, депутаты городского совета считаем, что нужно ввести сбор с владельцев собак, потому что...."
Вторая группа будет выражать интересы владельцев собак и обосновывать почему вводить налог не нужно: " Мы, владельцы собак считаем, что..."
Третья группа выступит от имени остальных жителей города.
Время на подготовку - 5 минут.
Выслушиваются ответы учащихся.
Ведущий: Как видите, на введение новых налогов у разных сторон различные точки зрения. Законодатели обычно видят в налогах возможность решения какой-либо проблемы, стоящей перед ними, а те, кому приходится платить налог из собственного кармана, находят аргументы против такого новшества.
Следующее задание:
Команды вытаскивают один из вопросов и один из учащихся от каждой команды должен выступить с речью на I минуту по данной теме.
1. Почему люди не любят платить налоги?
2. Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги?
3. Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь?
Ведущий: Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы)
Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы)
Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах.
Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.
Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.
Синий жетон: Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог - это грабеж.
Подводятся итоги голосования.
Подводятся итоги работы групп.
Ведущий предлагаю вам посмотреть видео ролики о налогах (При наличии технической возможности).
Домашнее задание будет следующим: вырази рисунком своё отношение к налогам.
Цели:
Образовательные: формирование у учащихся представления о налогах и системе налогообложения, сознания необходимости уплаты налогов, отношения к уплате налогов как к долгу каждого гражданина;
Развивающие: расширение кругозора школьников, обогащения их словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики, права, совершенствование представлений школьников о государстве и его функциях, раскрытие сущности налогов, основных их видов и т.п.
развитие творческих способностей учащихся, выявление индивидуальных умений личности.
Воспитательные: формирование положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Структура:
Этапы урока | Мероприятия | Время |
I. Организационный | 1. Приветствие. | 5 минут |
II. Мотивационный | 1. Постановка задач урока. | 5 минут |
III. Обучающий | Беседа с учащимися по теме урока. | 25 минут |
IV. Итоговый | 1. Подведение итогов урока. | 10 минут |
Требования к оборудованию: проектор, компьютер, 3 стола для команд, карточки-задания, листы с терминами, ручки, карандаши, костюмы или их элементы, стол жюри.
Ход урока.
Организационный момент. Учащиеся делятся на 3 группы.
Ведущий. Современный мир, цивилизованное общество, человеческий опыт, на сегодняшний день не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют большую часть доходов государственного бюджета. Налоги и сборы: почему их нужно платить и почему их платят не все? Ответы на эти вопросы могут быть разными. Но сколько бы раз мы не задавали себе эти вопросы, история общества может дать один точный ответ: "В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств". Следовательно, без сбора налогов бессмысленным является существование самого государства.
Я приглашаю всех вас вступить в Клуб грамотных налогоплательщиков. Девиз клуба - выражение О.У. Холмса: "Налоги - это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе". Кто станет членом клуба, решат многоуважаемые мэтры, собравшиеся из разных эпох и цивилизаций. Поприветствуем их и предоставим слово (выходят мэтры в античных, восточных и русских костюмах, англичанин, американец). Расскажите нам что-нибудь интересное из истории налогов.
Рекомендательно:
Римлянин. В древнем Риме взимались налоги за обмен и размен денег, за воздвижение статуй, за пропуск в ворота - всего сто шестьдесят восемь различных видов налогов. Существовал и так называемый вольный налог (manumission), который должен был быть уплачен в случае освобождения хозяином своего раба. В некоторых случаях хозяин сам платил этот налог, так как подразумевалось, что он достаточно богат, чтобы отпускать раба на волю. В большинстве же случае этот налог платил сам освобожденный! Представьте - раб заплатил большую сумму за свое освобождение, стал вольным работником, и тут оказывается, что он должен заплатить Риму сумму за то, что он свободен.
Араб. Из всех суверенных государств самые низкие ставки подоходного налога в Бахрейне, Брунее, Кувейте и Катаре, где независимо от дохода эта ставка равна нулю. Налог не взимается также с населения о-ва Сарк в составе Нормандских островов и с жителей Тристан-да-Кунья.
Купец. В современной стоимости размер дани, выплачиваемой Русью татарской Золотой Орде, на душу населения в год составляла 1-2 рубля. В 1689 году Петром Первым был введен Бородатый налог. При этом было четкое разделение типов бород - купеческая, боярская, крестьянская и прочие. Крестьянин мог носить бороду бесплатно только у себя в деревне, но при въезде в город платил 1 копейку. Царь даже учредил особую должность - прибыльщиков, в обязанность которых входило "сидеть и чинить государю прибыли", то есть изобретать новые источники доходов казны. Появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и на площадки, где производился торг лошадьми. Обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на поделку гробов, ввели обязательное использование гербовой бумаги.
Англичанин. В 1100-1135 году в Англии был введен налог на трусость. Согласно этому налогу, деньги взимались с каждого рыцаря и военнообязанного гражданина государства, который не хотел по каким-либо причинам сражаться за короля в многочисленных войнах. Вначале этот налог был относительно невысок, но затем король Джон поднял его на 300%, и стал взимать такой налог со всех рыцарей в годы, когда просто не было войн. Этот налог является одной из причин появления Великой хартии вольностей.