Недействующий

Об утверждении Государственной программы "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2022 годы" (с изменениями на 23 декабря 2022 года) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.11.2023 N 1433)



Содержание проблемы


В Республике Татарстан проживают представители свыше 173 народов. Представители 8 национальностей составляют более 10 тыс. человек, из них: татар - 53,2 процента, русских - 39,7 процента, чувашей - 3,1 процента, удмуртов - 0,6 процента, мордвин - 0,5 процента, марийцев - 0,5 процента, украинцев - 0,5 процента, башкир - 0,4 процента и др.*. Сложившаяся в республике поликультурная ситуация характеризуется широким распространением национального двуязычия и многоязычия, что отражают данные Всероссийской переписи населения 2010 года, в частности:


________________

* По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность населения в Республике Татарстан в 2010 году составила 3 786 488 человек.


доля представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, указавших, что владеют языком своей национальности: татары - 92,4 процента; русские - 99,9 процента; чуваши - 82,1 процента; удмурты - 83 процента; мордва - 66 процентов; марийцы - 72,5 процента; украинцы - 47,5 процента; башкиры - 46,3 процента;


доля указавших, что владеют русским языком, среди представителей наиболее многочисленных национальностей в Республике Татарстан: татары - 95,5 процента; русские - 99,9 процента; чуваши - 97,3 процента; удмурты - 96,1 процента; мордва - 99,4 процента; марийцы - 97,3 процента; украинцы - 99,7 процента; башкиры - 99 процентов;


доля указавших, что владеют татарским языком, среди представителей наиболее многочисленных национальностей: татары - 92,4 процента, русские - 3,6 процента, чуваши - 14,1 процента, удмурты - 35 процентов, мордва - 4,4 процента, марийцы - 29,8 процента, украинцы - 3,6 процента, башкиры - 65,7 процента**.


________________

** По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.


Сегодня, в эпоху нарастания глобализации, нивелирования культурных границ, актуализируется вопрос сохранения и развития национальной самобытности, языка и культурного наследия.


Развитие средств массовой коммуникации усиливает инструментальную роль языков: на лидирующие позиции выходят языки новых прорывных технологий. Осознавая это, в Республике Татарстан проводится работа по созданию интерактивных проектов на татарском языке: локализация современных операционных систем, создание электронного корпуса татарского языка, виртуальной клавиатуры на татарском языке, а также словарей для мобильных операционных систем. В то же время требуется постоянное совершенствование проводимой работы в соответствии с запросами времени и развитием инфокоммуникационных технологий.


Одновременно серьезные изменения происходят в функционировании языков, что находит отражение в первую очередь в состоянии лексики, особенно в общественно-политической и научной терминологии. Наблюдается сокращение лексического строя языков, увеличение орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, в том числе в средствах массовой информации, широкое проникновение интернационального компьютерного сленга.


Ведущую роль в указанном направлении деятельности играют образовательные организации. В Республике Татарстан обеспечивается изучение государственных языков Республики Татарстан и развитие образования на родных языках. В частности, в общеобразовательных школах изучаются 7 родных языков: русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский, иврит, а также ведется обучение на родных языках. Важной задачей является совершенствование методик обучения, обновление учебно-методических комплектов, внедрение информационных технологий, обеспечение коммуникативной составляющей обучения, разработка мультимедийного контента обучения языкам.


Анализ состояния научно-фундаментальных исследований в области гуманитарных наук, в частности языкознания, указывает на недостаток фундаментальных трудов методологического характера, которые учитывали бы в полной мере новейшие достижения отечественной, мировой лингвистики и татарского языкознания. Важными задачами являются повышение качественного уровня исследований в области русской и татарской филологии и внедрение их результатов в деятельность научных и образовательных организаций. Сохраняет свою актуальность использование татарского языка в сфере науки, в том числе в части написания квалификационных работ на соискание академической или ученой степени.


Важной задачей является сохранение памятников письменной культуры (консервация, реставрация), оцифровка рукописей и старопечатных книг из библиотек и архивохранилищ Республики Татарстан. Необходимо продолжить работу по выявлению и возвращению письменных памятников татарского языка и культуры, хранящихся в зарубежных архивах, обеспечение доступа к данным материалам исследователей и широкой общественности.


Важным направлением является исполнение конституционного обязательства республики по содействию в сохранении и развитии татарского языка, культуры, идентичности татар за пределами Татарстана. История развития татарского народа обусловила его территориальную дисперсность. В условиях глобализации усиливаются процессы культурной ассимиляции татар как в России, так и во всем мире, утрачиваются национальная самобытность и вековые традиции, безусловным транслятором которых является татарский язык. Сохраняется тенденция сокращения численности татар, владеющих родным языком. Наряду со снижением уровня владения татарским языком наблюдается сокращение сферы использования татарского языка, в том числе в условиях повседневного общения населения на работе и в быту. Эти процессы сопровождаются уменьшением количества школ с обучением на татарском языке, сокращением сети татарских отделений при образовательных организациях высшего образования, потерей политико-правовых и институциональных возможностей для функционирования системы образования на родном татарском языке. В этих условиях особенно важно оказание всемерного содействия татарским общественным организациям и образовательным организациям с изучением татарского языка за пределами Татарстана.