Действующий

О Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан


II. Особенности, современное состояние и основные тенденции развития
 межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Татарстан


10. Государственная национальная политика в Республике Татарстан строится на двух фундаментальных приоритетных положениях: необходимости всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы его государственности и обеспечения равных условий жизнедеятельности представителям всех народов, проживающих в Республике Татарстан.

11. Особенностью Татарстана являются полиэтничность и поликонфессиональность населения республики, развитие которого характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций представителей проживающих на территории современного Татарстана народов. Ведущую роль в данном процессе традиционно играли и играют представители татарского и русского народов, составляющие большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих в Республике Татарстан. По итогам переписи 2010 года в Республике Татарстан из 3,78 миллиона человек 53,2% составляют татары, 39,7% - русские. Из представителей народов Поволжья на территории Татарстана проживают чуваши, удмурты, мордва, марийцы и башкиры, которые в совокупности составляют 5,6% населения Татарстана.

12. Татарский народ, исторически вобравший в себя различные тюркские и финно-угорские составляющие, испытавший позднее и славянское влияние, имеет более чем тысячелетнюю историю своей государственности, представления о которой входят неотъемлемой частью в его менталитет, стимулируют рост его национально-религиозного самосознания, во многом определяя содержание и характер взаимоотношений татар с другими народами. Вместе с тем специфика развития татарского народа обусловила такую его особенность, как территориальная дисперсность. Вследствие этого на территории Татарстана сегодня проживает лишь менее одной трети от общего числа татар, что обусловливает необходимость осуществления государственной национальной политики с учетом этнокультурных интересов, запросов и потребностей татар, живущих за пределами республики. По причине этого государственная национальная политика в Республике Татарстан включает в себя в той или иной степени вопросы возрождения, сохранения, развития и приумножения этнокультурного достояния всего татарского народа.

13. Большое влияние на становление и развитие многонационального народа Татарстана оказали представители русского народа, менталитет и ценностные ориентиры которого заметно отражаются на характере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в республике. Общие для всей современной России вопросы этнокультурного развития представителей русского народа являются неотъемлемой составной частью государственной национальной политики в Республике Татарстан.

14. Территория современного Татарстана издревле являлась местом расселения представителей других народов, имеющих здесь много традиционных компактных поселений и, следовательно, нуждающихся в государственном обеспечении своих этнокультурных и образовательных потребностей через соответствующие институты и учреждения.

15. Заметное влияние на формирование и реализацию государственной национальной политики в Республике Татарстан оказывают мигранты.

16. В сфере межнациональных (межэтнических) отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные глубокими общественными преобразованиями в процессе формирования в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики. Все эти обстоятельства оказывают влияние на состояние межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан.

17. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Татарстан в целом характеризуется стабильностью, духом мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеданий.

Исторически на территории современного Татарстана сложился позитивный характер межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений. За столетия совместного проживания в психологии населения сформировались устойчивые черты добрососедства, веротерпимости, межнационального (межэтнического) согласия и сотрудничества. В наше время они закрепились в качестве традиций. Опора на них позволяет успешно нейтрализовывать влияние негативных национально-радикальных политических тенденций, противостоять проявлениям экстремизма, сохраняя в республике межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание.

В современных условиях в Татарстане выстроена устойчивая система взаимодействия в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, в которой значительная роль отводится органам государственной власти и общественным этнокультурным объединениям. В республике создаются необходимые условия для удовлетворения этнических и религиозных потребностей народов. Однако в последние годы усилилось распространение нетрадиционных религиозных идей, которые негативно отражаются на этнической идентичности. В Татарстане возрастает понимание необходимости дальнейшего усиления политики сохранения этнической идентичности и поликультурности, как важного условия социально-политической консолидации и развития представителей проживающих в республике народов.

18. К современным проблемам, связанным с трансформацией этнической структуры населения республики, относятся:

а) высокий уровень социального и имущественного неравенства;

б) размывание традиционных нравственных ценностей представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, углубляющийся разрыв поколений;

в) правовой нигилизм и высокий уровень правонарушений;

г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;

д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию общероссийской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;

е) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов;

ж) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем незаконной миграции, угрозы международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.