Действующий

Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013 - 2023 годы" (с изменениями на 2 июля 2019 года)



Рис. 1



Мировой парк автотранспорта на КПГ




Основными причинами столь стремительного роста являются:


1) экономические преимущества. Одним из основных способов достижения прибыли в любом бизнесе является снижение затрат. Метан - самое дешевое моторное топливо во всем мире, и на ближайшие 200 лет запасы его не исчерпаются. Сегодня цена метана в среднем по России составляет 9 рублей за 1 куб. метр.


Важным преимуществом метана является независимость его физико-химических свойств от низких температур. Многие владельцы автомобилей, переведенных на другой газ, используемый как автомобильное топливо, например, пропан-бутан, сталкивались с ситуацией, когда при температуре окружающего воздуха ниже 27 °C руководство заправочных станций вывешивало обращения к потребителям с просьбой ездить на резервном топливе (т.е. бензине) до повышения температуры. Метану низкие температуры не страшны.


Еще одним плюсом использования природного газа является то, что он не может быть испорченным. Метан из недр земли, по сути, попадает сразу в бак автомобиля. Проводится только обязательная очистка и осушка на предназначенных для этого установках, то есть сложные химические процессы отсутствуют как таковые.


Однако необходимо отметить, что газовые автомобили обычно дороже дизельных аналогов. В мире удорожание по автобусам составляет от 10 до 25 процентов, по грузовикам и спецтехнике - от 15 до 80 процентов. В России по автобусам картина примерно та же: газовые автобусы дороже дизельных на 10 - 20 процентов, по спецтехнике удорожание составляет от 10 до 30 процентов.


Несмотря на более высокую стоимость, газовые автомобили окупаются быстрее дизельных аналогов и приносят больший доход. К примеру, газобаллонный самосвал "КАМАЗ" при равных условиях эксплуатации окупается на 2 месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за 8 лет эксплуатации доход на 1,6 млн рублей больше;


2) неоспоримым преимуществом природного газа является его экологичность. Сегодня уже все, а не только профессиональные экологи, знают о том, что основным загрязнителем окружающей среды в городах является не промышленность, а автотранспорт. По данным экологов, на долю автотранспорта приходится 70 - 90 процентов загрязнений воздушного бассейна городов. Например, при сжигании 1000 л жидкого нефтяного моторного топлива в воздух вместе с отработавшими газами выбрасывается 200 кг оксида углерода, 25 кг углеводородов, 20 кг окислов азота, 1 кг сажи и 1 кг сернистых соединений. Именно поэтому во всем мире ужесточают требования к экологической безопасности автомобилей, вводят жесткие стандарты Евро - 5, Евро - 6, разрабатывается стандарт Евро - 7.


При анализе результатов исследований токсичности автомобилей с ГМТ двигателями видно, что при использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 8 раз по оксиду углерода, по окислам азота - в 2 раза, по углеводородам - в 3 раза, по задымленности - в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, отсутствует. Выбросы автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ составляют за 2011 год 301,8 тыс. тонн в год. В целом по Республике Татарстан выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2011 году составили 579,7 тыс. тонн в год;


3) безопасность. Метан почти в 2 раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации он сразу улетучивается, а не оседает в отличие от других видов топлива. Метан не токсичен, не канцерогенен. Кроме того, нижние температурные и концентрационные показатели воспламенения у газов существенно выше, чем у бензина и дизельного топлива. За счет того, что газ находится в баллонах под давлением, исключается возможность попадания в них воздуха, необходимого для воспламенения или взрыва, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом все время присутствует смесь их паров с воздухом. Газовые баллоны имеют многократный запас прочности и устанавливаются в наименее уязвимые места в автомобиле.


В случае пожара баллоны, наполненные метаном, не взрываются, газ стравливается через специальные вставки и выгорает.


Следует отметить, что по утвержденной классификации горючих веществ по степени чувствительности метан относится к наиболее безопасному 4 классу (к слабочувствительным веществам). Самый опасный по данной классификации - пропан-бутан, отнесенный ко 2 классу, бензин, в свою очередь, относится к 3 классу. Основные потребители метана - это автомобили, работающие ежедневно, имеющие большие пробеги и большой расход топлива. Прежде всего, это автобусы и коммунально-дорожная, строительная, специальная техника.


По экономическим, экологическим, ресурсным и техническим критериям КПГ еще долго будет оставаться наилучшим моторным топливом.


По территории Республики Татарстан в настоящее время проходят автомобильные дороги федерального значения протяженностью 1063 километра, что обуславливает значительный поток транзитного автомобильного транспорта, пересекающего Республику Татарстан, который будет увеличиваться в ближайшей перспективе. Достаточно развита сеть дорог регионального и местного значения. Плотность дорог Республики Татарстан на 01.01.2013 составила 215,8 км на 1000 кв. км (в том числе с асфальтобетонным покрытием - 179,5 км на 1000 кв. км), а индикатор обеспеченности дорогами составляет 0,22 км на 1 кв. км площади.