Конкурентные преимущества Республики Татарстан
Республика Татарстан имеет исключительно выгодное экономико-географическое положение, располагаясь практически в центре экономически развитого Приволжского федерального округа, между индустриальными регионами Центра и Урала. Регион имеет благоприятное положение и по отношению к важным сырьевым базам Урала и Сибири, сельскохозяйственным районам Поволжья.
Республика Татарстан отличается также выгодностью транспортно-географического положения, находясь на пересечении ключевых авиалиний, железнодорожных, автомобильных и речных стратегических магистралей общероссийского значения. По территории республики проходят международные транспортные коридоры "Запад - Восток" и "Север - Юг". Ведется строительство участка перспективного автодорожного коридора "Балтика - Китай". Реализуется проект по созданию Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, который станет крупнейшим пунктом по переработке и перераспределению грузопотоков в Поволжье.
Республика Татарстан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации с мощным промышленным потенциалом, стабильным сельским хозяйством и устойчивой динамикой экономического развития.
В январе-октябре 2012 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составил 1162,3 млрд. рублей. Индекс промышленного производства с учетом малого предпринимательства и неформальной экономики составил 106,9 процента к январю - октябрю 2011 года.
В разрезе видов экономической деятельности объем отгруженных товаров составил по предприятиям, занимающимся добычей полезных ископаемых, - 290,6 млрд. рублей, обрабатывающими производствами - 788,1 млрд. рублей, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, - 83,6 млрд. рублей. Индекс промышленного производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" составил 100,8 процента, "Обрабатывающие производства" - 112,7 процента, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" -100,9 процента.
Республика Татарстан входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов России, что обусловлено оптимальным сочетанием высокого инвестиционного потенциала и низкого инвестиционного риска.
По итогам 2010-2011 годов по инвестиционному риску Татарстан занимает 9-е место в Российской Федерации, по инвестиционному потенциалу - 7-е место. Республика Татарстан на протяжении нескольких последних лет остается одним из самых "безопасных" регионов для иностранных инвесторов. Этому во многом способствует создание в республике благоприятной для инвесторов нормативной правовой базы, стабильная политическая ситуация и экономический рост.
Эффективность проводимой органами государственной власти Республики Татарстан инвестиционной политики подтверждается исследованиями ведущих международных агентств и компаний. Республика в 2011 году возглавила рейтинг 30 лучших регионов России для ведения бизнеса и инвестиций по версии ведущего международного издания "Forbes".
Одной из форм государственного регулирования инновационной деятельности на территории является предоставление налоговых льгот субъектам инновационной деятельности в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Благоприятные налоговые условия и государственная поддержка, действующая на территории республики, обеспечивают стабильность малым инновационным компаниям региона.
Наибольший вклад в развитие инновационных процессов в Республике Татарстан вносят промышленные предприятия. В объеме отгруженной инновационной продукции доминируют химическое производство, производство транспортных средств, машин и оборудования, производство резиновых и пластмассовых изделий.
В Республике Татарстан созданы специальные площадки для реализации инновационных проектов - это технопарк "Идея", Технополис "Химград", особые экономические зоны "Алабуга" и "Иннополис" и другие объекты инфраструктуры, на которых могут быть реализованы и проекты из других регионов.
Татарстан является регионом с высоким научно-производственным потенциалом, основу которого составляют взаимодействующие элементы "развитая наука - высшее образование - наукоемкое производство", а также:
наличие признанных научных школ академического, вузовского и научно-прикладного отраслевого секторов: около 2 тыс. докторов и 6 тыс. кандидатов наук представляют все отрасли современной науки и выполняют исследования и разработки по широкому спектру направлений фундаментальной науки и актуальных для Республики Татарстан проблем;
в 23 государственных учреждениях высшего профессионального образования, пяти научно-исследовательских институтах и отделах Казанского научного центра Российской Академии наук, шести научно-исследовательских институтах Академии наук Республики Татарстан и восьми научных центрах профессорско-преподавательский состав наряду с развитием высшего образования многие годы выполнял исследования и разработки по проблемам развития Республики Татарстан и соответствующих наукоемких предприятий приоритетных отраслей;
научно-производственную деятельность ведут более 70 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, 7 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро и другие субъекты наукоемкого бизнеса (технопарки, технологические площадки, бизнес-инкубаторы).
В целом стоит выделить следующие основные конкурентные преимущества Республики Татарстан:
выгодное экономико-географическое положение;
высокий уровень развития промышленности;
благоприятный инвестиционный климат;
налоговое стимулирование инновационной деятельности;
развитая производственная и инновационная инфраструктура;
высокий научно-технический и образовательный потенциал.
Ключевые проблемы развития нанотехнологий в Республике Татарстан
Ключевые проблемы развития отечественной сферы исследований и разработок лежат в области не столько финансовых, сколько организационных решений - поиска новых форм развития фундаментальной и прикладной науки и ее интеграции с реальным сектором экономики.
К ключевым проблемам развития нанотехнологий в Республике Татарстан можно отнести:
отсутствие централизованного механизма координации и стимулирования проектной деятельности в области нанотехнологий;
низкая степень взаимодействия научных коллективов и промышленных предприятий;