Действующий

Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года

     
Репертуар


Театральное предложение региона формируется из базового репертуара театров, то есть спектаклей, поставленных в театре и идущих на его сцене в качестве постоянного репертуара, и фестивально-гастрольного репертуара, то есть спектаклей - участников фестивалей и гастролей, проводимых на территории республики на базе государственных театров.

Базовый репертуар демонстрирует творческий уровень театров региона, отражает особенности развития театрального искусства республики, его ментальность и своеобразие. Определяющим должно стать стремление к соответствию таким требованиям, как высокий уровень драматургии, профессиональная современная режиссура и сценография, разнообразие жанров, возможность экспериментальных поисков.

Гастрольно-фестивальный репертуар при условии его профессионального формирования дает уникальную наглядную возможность ознакомления с тенденциями современного театрального искусства, его сильными и слабыми сторонами, определения места и значения театрального искусства Республики Татарстан в российском и мировом театральном пространстве. Активная фестивально-гастрольная деятельность в регионе всегда является фактором, влияющим на формирование театрального вкуса зрительской аудитории и стимулирующим тенденцию движения театрального искусства республики.

Театральное предложение должно быть направлено на стимулирование интереса зрительской аудитории к театральному искусству. Появление малых сцен, возможность постановки в разных сценических пространствах, наличие спектаклей большой и малой форм, расширение жанровых границ репертуара, постановка спектаклей для разных возрастных категорий, гармоничное сочетание классического репертуара и современной драматургии привлекут более широкий диапазон зрителей.

Особое внимание следует уделять постановкам спектаклей для детей, направленных на воспитание нового поколения театральных зрителей. Пропаганда театрального искусства среди детей и подростков в разных формах может проводиться как в самом театре в виде бесед, творческих встреч, экскурсий, так и совместно с образовательными учреждениями.

Посещаемость театра тесно связана с увеличением количества и улучшением качества театральных предложений, развитием зрительской культуры и повышением общественного интереса к сценическому искусству. Активная роль зрителя в развитии театра определяет необходимость новых форм пропаганды театрального искусства. В театрах должна быть должность PR-менеджера, деятельность которого станет связующим звеном между театром и потенциальным зрителем. Изучение отечественного и зарубежного опыта, поиск и поддержка наиболее эффективных инновационных технологий формирования зрительской аудитории должны занять весомое место в деятельности театров.

Сбалансированный репертуар, где есть в равных долях русская и зарубежная классика, современная зарубежная и отечественная пьесы, национальная драматургия, доступен далеко не каждому театру. Одна из причин - работа со зрителем, точнее, воспитание зрителя. Это долгий и трудоемкий процесс, который может занять не одно десятилетие. В условиях недостаточного финансирования многие театры вынуждены идти на компромиссное решение, ставя в репертуар "лёгкий" жанр - комедии, тем самым получая хорошие показатели как по посещаемости, по количеству проката, так и по притоку финансовых средств, в ущерб миссии театра.

Формирование современного репертуара в оперном театре происходит по принципу антологии. Основу его составляют шедевры мирового музыкального театра - итальянская, французская и немецкая опера, русская классика и произведения композиторов Татарстана.