Действующий

Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года

5. Финансовая поддержка театрального искусства


Общий объем доходов государственных театров Республики Татарстан в период с 2006 по 2011 год вырос с 321,6 до 593,4 млн. рублей, то есть увеличился в 2,3 раза, при этом бюджетное финансирование увеличилось с 260,8 до 453 млн. рублей. Доходы от основных видов уставной деятельности увеличились с 56,5 до 132,2 млн. рублей, то есть более чем в 2 раза, прочие доходы - с 1,9 до 8,1 млн. рублей. Доля собственных доходов в общей сумме финансовых поступлений увеличилась с 18 до 23,6 процента.

ТГАТОиБ им. М. Джалиля, КГАРБДТ им. В.И. Качалова и ТГАТ им. Г. Камала ежегодно получают грантовую поддержку. Наряду с этим, в 2012 году Президентом Республики Татарстан был выделен грант Союзу театральных деятелей Республики Татарстан для ряда закамских театров на постановочную деятельность. Итого в 2012 году сумма гранта составила 218520 тыс. рублей (для сравнения: в 2011 году - 42000 тыс. рублей).

Государственная поддержка репертуарного театра должна стать одним из приоритетов государственной культурной политики. Государственные и муниципальные театры в предстоящем десятилетии будут составлять основу российского театрального дела.

До 2007 года все государственные и муниципальные театры существовали исключительно в форме бюджетных учреждений и финансировались по смете из бюджетов соответствующих уровней через казначейства. После вступления в силу Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) в отношении ряда государственных и муниципальных театров было принято решение о создании автономных учреждений культуры путем изменения типа уже существующих государственных и муниципальных учреждений.

В соответствии с постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 сентября 2009 года N 642 "О создании государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Буинский государственный драматический театр", N 643 "О создании государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Нижнекамский государственный драматический театр", от 21 сентября 2009 года N 648 "О создании государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Бугульминский государственный русский драматический театр имени А.В. Баталова", N 651 "О создании государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Альметьевский татарский государственный драматический театр", от 24 сентября 2009 года N 662 "О создании государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Набережночелнинский государственный театр кукол", N 663 "О создании государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Набережночелнинский государственный татарский драматический театр", N 664 "О создании государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Мензелинский государственный татарский драматический театр имени Сабира Амутбаева" были созданы 7 автономных учреждений культуры путем изменения типа существующих учреждений:

1. Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Буинский государственный драматический театр";

2. Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Бугульминский государственный русский драматический театр им. А.В. Баталова";

3. Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Альметьевский татарский государственный драматический театр";

4. Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Набережночелнинский государственный театр кукол";

5. Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Набережночелнинский государственный татарский драматический театр";

6. Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Мензелинский государственный татарский драматический театр им. С. Амутбаева";

7. Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Нижнекамский государственный драматический театр".

В 2011 году в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 23 марта 2011 года N УП-149 "О создании Атнинского государственного драматического театра" к ним присоединилось государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан "Атнинский государственный драматический театр". В г. Набережные Челны функционирует муниципальное автономное учреждение культуры г. Набережные Челны "Русский драматический театр "Мастеровые".

В соответствии с Федеральным законом N 174-ФЗ для каждого учреждения Министерством культуры Республики Татарстан было разработано и утверждено государственное задание.

Все указанные учреждения получают финансовое обеспечение в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем на праве оперативного управления или приобретенных за счет выделенных ему средств.

Со вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение, как и автономное, получает финансовое обеспечение из бюджета соответствующего уровня в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а, кроме того, - в виде субсидий на иные цели.

С введением указанных изменений в законодательство Российской Федерации государство снимает с себя бремя субсидиарной ответственности в отношении бюджетных и автономных учреждений, которое оно ранее несло по обязательствам бюджетного учреждения. Но это не освобождает государство от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения государственным или муниципальным театром предназначенной ему миссии независимо от того, к какому типу учреждения (автономное, бюджетное или казенное) он отнесен.

Доходы от основных видов уставной деятельности государственных театров за 2009-2011 годы составили 363,6 млн. рублей, что составляет 28,6 процента от общей суммы поддержки, выделяемой из бюджета Республики Татарстан.

Чтобы увеличить свои доходы, театры вынуждены повышать стоимость билетов. Но, как показывает статистика, эта мера ведет к снижению числа зрителей на одном мероприятии. Так, за период с 2009 по 2011 год цена билета в государственных театрах республики возросла на 12,4 процента, при этом среднее количество зрителей на одном мероприятии с 2009 по 2011 год уменьшилось на 5 процентов.

Таким образом, исходя из объективности опережающего роста расходов некоммерческих театров по сравнению с их собственными доходами существование репертуарного театра всегда находится в зависимости от государственного финансирования.

Одной из важнейших результативных характеристик деятельности театра является его репертуар в совокупности. Именно через совокупный репертуар реализуется роль театра в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности культуры региона. Культурный потенциал театра оценивается через его репертуар и творческие возможности труппы, всего творческого состава, поэтому подготовку новых постановок или предпринимаемые театром меры, направленные на повышение творческого уровня актерского состава, нельзя однозначно связывать лишь с количественно-качественными характеристиками предоставляемых культурных услуг.

Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы для государства и должны быть им поддержаны.

Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным театрам, которое должно содержать две части - подготовку новых постановок (работу по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуги по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие спроса населения на театральное искусство. Подобный подход наиболее полно отражает право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, что закреплено в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 44).

При этом надо учитывать необходимость строго индивидуального подхода при разработке государственного (муниципального) задания для конкретных театров. Это является чрезвычайно важным для сохранения художественных особенностей творческого коллектива.

В предстоящем периоде в области государственного (муниципального) финансирования театров республики необходимо:

предпринять меры, направленные на сохранение творческого потенциала и материального комплекса государственных и муниципальных театров Республики Татарстан;

предусматривать в республиканских целевых программах в сфере культуры финансирование из бюджета Республики Татарстан капитального ремонта и реконструкции имеющихся зданий театров, а также учебных заведений, готовящих кадры для театральных учреждений;

разработать и внедрить систему грантовой поддержки отдельно для театров закамского региона и театров для детей и молодежи;