Наиважнейшим результатом реализации проекта модернизации является увеличение заработной платы педагогов. В IV квартале 2012 года размер среднемесячной заработной платы учителей в Республике Татарстан был приравнен к средней заработной плате по экономике региона и составил 22330,0 рубля. Существенно увеличивает среднюю заработную плату педагогов оказание грантовой поддержки учителям, которое осуществляется в республике с 2011 года (гранты "Наш новый учитель", "Наш лучший учитель", "Учитель-исследователь", "Лучший педагог в области ИКТ*(4)", "Наш лучший директор школы").
Третий год в республике осуществляется переход на новые образовательные стандарты согласно перспективному плану перехода на ФГОС общего образования Республики Татарстан:
Перспективный план перехода на ФГОС общего образования Республики Татарстан | |||||||||
Учебный год | ФГОС НОО | ФГОС ООО | ФГОС С(П)ОО*(5) | ||||||
количество образовательных учреждений | количество учащихся | количество классов | количество образовательных учреждений | количество учащихся | количество классов | количество образовательных учреждений | количество учащихся | количество классов | |
2012/2013 | 1536 | 83193 | 5251 | 21 | 1830 | 65 | 0 | 0 | 0 |
2013/2014 | 1536 | 95346 | 6172 | 79 | 6137 | 245 | 0 | 0 | 0 |
2014/2015 | 1550 | 155481 | 7775 | 270 | 18258 | 746 | 0 | 0 | 0 |
2015/2016 | X | X | X | 1339 | 55431 | 2978 | 0 | 0 | 0 |
2016/2017 | X | X | X | 1299 | 89539 | 4853 | 0 | 0 | 0 |
2017/2018 | X | X | X | 1303 | 121761 | 6646 | 29 | 1730 | 68 |
2018/2019 | X | X | X | 1303 | 151032 | 8288 | 84 | 4990 | 208 |
2019/2020 | X | X | X | 1304 | 178887 | 9854 | 301 | 13153 | 588 |
2020/2021 | X | X | X | 1304 | 185150 | 10303 | 1140 | 42375 | 2346 |
Поэтапному переходу на ФГОС способствовало проведение очередной аттестации 7000 учителей школ и повышение квалификации 3500 учителей и руководителей школ для работы в соответствии с новыми требованиями.
Для развития мероприятий по оценке качества знаний учащихся большую роль сыграли мониторинговые исследования обучающихся 4, 6, 8, 10 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан. В этом направлении республикой достигнуты положительные результаты, которые могут быть распространены в других субъектах Российской Федерации. Целью исследований является экспертиза уровня подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Мониторинг необходим также для внедрения в республике системы аттестации учителей, основанной на учете достижений их учеников. Для проведения мониторинговых исследований специалистами ФГАОУ ВПО*(6) "Казанский (Приволжский) федеральный университет" разработаны контрольные измерительные материалы с учетом вариативности образовательных программ и используемых в образовательной практике учебников. Исследования в онлайн-режиме проведены в 2012 году для обучающихся 4 классов по математике, русскому и татарскому языкам, для учащихся 6 классов - по 8 предметам: английскому, русскому, татарскому языкам, математике, истории, биологии, информатике, географии (в 2011 году - по 5 предметам), для учащихся 8 классов - по 13 предметам: английскому, немецкому, русскому, татарскому языкам, математике, истории, биологии, информатике, географии, физике, химии, обществознанию, литературе (в 2011 году - по 6 предметам), для учащихся 10 классов - по 14 предметам: английскому, немецкому, французскому, русскому, татарскому языкам, математике, истории, биологии, информатике, географии, физике, химии, обществознанию, литературе (в 2011 году - по 6 предметам). По результатам мониторинговых исследований составлен рейтинг муниципальных образований и образовательных учреждений Республики Татарстан.
Важным условием перехода на ФГОС является обновление материально-технической базы образовательных учреждений. В 2012 году в республике стартовала программа капитального ремонта школ, срок эксплуатации которых превысил 30 лет. В перечне около 800 школ, из которых 170 отремонтированы, в том числе 79 за счет средств МРСО*(7), остальные школы - за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Благодаря проекту модернизации в 2011 году каждый учитель получил в пользование ноутбук, что стало основой для реализации дистанционного обучения в республике и позволило в 2012 году обеспечить доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по волоконно-оптическим линиям связи 22 процентов школ, 75 процентов учащихся; оснастить лицензионным программным продуктом 100 процентов школ; организовать дистанционное обучение по профильным предметам на базе 54 школ - центров компетенции. Перечисленные мероприятия позволяют региону удерживать устойчивые лидерские позиции в этом вопросе наряду с Пермским и Хабаровским краем. Помимо этого, оснащение школ и педагогов современным компьютерным оборудованием позволило реализовать проект "Английский язык для Республики Татарстан", в рамках которого 3400 учителей-предметников (включая учителей английского языка) повысили свою лингвистическую компетентность благодаря совместному дистанционному проекту с компанией "EF-education"*(8).
Значимыми оказались меры по применению энергосберегающих технологий в школе. Благодаря проекту проведено энергетическое обследование ряда общеобразовательных учреждений; 86 процентов подведомственных учреждений оснащены приборами учета и регулирования потребления теплоэнергетических ресурсов; проведена подготовка и переподготовка 102 ответственных за энергосбережение сотрудников из 96 учреждений. Реализация этих мероприятий позволила обеспечить положительную динамику снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов.
В 2012 году финансирование мероприятий комплекса мер по модернизации системы общего образования в Республике Татарстан осуществлялось по следующим направлениям: