В республике осуществляется целенаправленная подготовка обучающихся старших классов к будущей профессиональной деятельности на основе профильных учебных планов. Создан банк данных профильных школ, разработаны и утверждены базисный учебный план и примерные учебные планы для учащихся профильных классов по 15 направлениям.
В 2012/2013 учебном году профильным обучением охвачено 70,1 процента обучающихся 10-11 классов. Высокие показатели в Азнакаевском (100 процентов), Аксубаевском (99,4 процента), Актанышском (95,9 процента), Алексеевском (88,3 процента), Алькеевском (84 процента), Альметьевском (83,9 процента), Апастовском (81,8 процента), Арском (81,6 процента) муниципальных районах, низкие показатели в Ютазинском (9,7 процента), Чистопольском (13,9 процента), Черемшанском (15,8 процента), Тюлячинском (17 процентов), Тукаевском (18,2 процента), Тетюшском (20,6 процента), Спасском (21,1 процента), Сармановском (22,2 процента) муниципальных районах.
Наиболее востребованные профили: социально-экономический, физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный, физико-химический, филологический, информационно-технологический.
Широкий спектр направлений профильного обучения для старшеклассников (более 10) реализуется в гг. Казани, Набережные Челны, Бугульме, Мензелинске, в Балтасинском и Нурлатском муниципальных районах.
Значительное внимание уделяется развитию оборонно-спортивного, технологического и технического профилей.
В сельских районах (Агрызский, Бугульминский, Дрожжановский, Рыбно-Слободский, Арский, Мамадышский, Сабинский, Спасский) продолжена реализация программ агротехнологического профиля.
В системе профильного обучения Республики Татарстан функционируют различные организационные варианты сетевого взаимодействия: внутришкольные (внутри одной школы) и сетевые (когда обучение конкретного ученика выходит за рамки одной школы, ученик получает образование фактически в нескольких учебных заведениях).
Имеется опыт создания "горизонтального" сетевого взаимодействия профильного обучения (партнерами выступают учреждения общего образования). Организация базовых школ и ресурсных центров позволяет получать качественное профильное образование в сельской местности.
"Вертикальный" вариант сетевого взаимодействия (когда партнерами школ выступают учреждения дополнительного и профессионального образования, предприятия и организации экономической и социальной сфер), характерен для школ городов: гг. Казани, Набережные Челны, Бугульмы, Елабуги, Заинска, Чистополя, которые активно сотрудничают с учреждениями высшего профессионального образования: ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева*(12), Камской государственной инженерно-экономической академией. Преподаватели вузов занимаются со старшеклассниками исследовательской работой, для реализации профильного обучения используют свой библиотечный фонд, лабораторную базу.
Взаимодействие общеобразовательных учреждений с территориальными управлениями по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан позволяет привлекать для педагогической работы в системе профильного обучения кадры из системы профессионального образования и успешно реализовывать программы оборонно-спортивного профиля, в том числе в кадетских образовательных учреждениях.
В городских и сельских базовых общеобразовательных школах создана система автоклассов, в которых учащиеся старших классов получают профессии водителей категории "В" и автослесарей.
Согласно устному поручению Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова от 13 октября 2012 года поставлена задача выявления 100-150 школ, работающих по техническому профилю и подписавших партнерские соглашения о сотрудничестве с профильными предприятиями.
В этой связи прорабатываются следующие вопросы:
1. Разработка учебных планов с акцентом на технические и технологические профили, на подготовку рабочих кадров начального и среднего звена.
2. Целенаправленное включение в Стратегию мероприятий по оснащению школ технологическим оборудованием.
Приоритет будет отдан школам, эффективно реализующим данный профиль и имеющим трехстороннее соглашение с предприятием и учреждением СПО*(13), ВПО*(14).
3. В рамках Стратегии в 2013 году запланирована реализация грантовой программы по оснащению лабораторным оборудованием классов физики, химии, биологии, технологии школ, подписавших партнерские соглашения о сотрудничестве с профильными предприятиями. МОиН РТ разрабатываются критерии отбора для участия в гранте:
эффективность взаимодействия общеобразовательного учреждения с профессиональными сообществами;
процент поступления выпускников в профильные учреждения СПО и ВПО;
длительность реализации действующего проекта;
процентное соотношение учащихся, охваченных профильным обучением;
наличие авторских методических разработок и реализованных проектов по данному направлению.
Для обеспечения обучающихся учебной и учебно-методической литературой по ФГОС и федеральному компоненту в 2012 году из бюджета Республики Татарстан выделены финансовые средства в объеме 164 млн. рублей, за счет модернизации (бюджет Российской Федерации) - 66,23 млн. рублей. В 2012/2013 учебном году закуплено 907546 экземпляров учебной литературы на русском и татарском языках, в том числе 569370 экземпляров учебников на русском языке, из них 531620 экземпляров по новым федеральным государственным образовательным стандартам для вторых, частично третьих и пятых классов, 46942 экземпляра учебников федерального перечня на татарском языке. К началу учебного года издано 32 наименования (260232 экземпляра) учебников по татарскому языку и литературе, в том числе 18 наименований по ФГОС. Для этнокультурных школ республики закуплено 8142 экземпляра учебников по родным языкам. Кабинетом Министров Республики Татарстан из резервного фонда было дополнительно выделено 25 млн. рублей, на которые закуплены наиболее востребованные в образовательных учреждениях учебники федерального компонента для 7-9 классов в количестве 83630 экземпляров по иностранным языкам, всеобщей истории, русской литературе, что позволило достичь 100-процентной обеспеченности по данным предметам.
Разработан вариативный учебно-методический комплект по татарскому языку и литературе для русскоязычных обучающихся первых классов "Кунелле татар теле" (авторы Р.З. Хайдарова, Н.Г. Галиева). В соответствии с требованиями ФГОС НОО для школ с родным (татарским) языком обучения разработан новый учебно-методический комплект "Элифба" (автор Р.Х. Ягафарова). В 2013 году будет продолжена разработка и издание новых линий учебников.
Помимо учебников для начальной школы, осуществлен перевод на татарский язык федеральных учебников по учебным предметам основной и средней школы.
В целях совершенствования качества изучения татарского языка и литературы МОиН РТ на 2012/2013 учебный год наряду с учебниками региональной компетенции приобретены авторские права на размещение на портале "Электронное образование" электронных версий для использования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан.
В рамках Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 11 октября 2004 года N 52-ЗРТ "Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы", изданы лучшие произведения писателей-татар на русском языке в серии "Школьная библиотека":
"Гариф Ахунов", автор-составитель А.Н. Назипова;