Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2013 года N 147


"Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего
 образования Республики Татарстан в 2013 году
и на период до 2020 года"

(с изменениями на 30 апреля 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 ноября 2023 года N 1433

____________________________________________________________________


____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:     

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2013 г. N 299

____________________________________________________________________



В целях реализации Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на модернизацию региональной системы общего образования и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 N 32-р "Об утверждении субсидий федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на модернизацию региональной системы общего образования на 2013 год" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации общего образования Республики Татарстан в 2013 году и на период до 2020 года (далее - Комплекс мер).

2. Определить Министерство образования и науки Республики Татарстан основным исполнителем Комплекса мер.

3. Министерству образования и науки Республики Татарстан в 14-дневный срок по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Татарстан разработать и утвердить в установленном порядке перечень мероприятий по реализации в образовательных учреждениях Республики Татарстан Комплекса мер.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Комплекс мер по модернизации общего образования
 Республики Татарстан в 2013 году и на период до 2020 года
(утв. постановлением КМ РТ от 5 марта 2013 г. N 147)

     
Раздел I. Анализ реализации комплексов мер по модернизации
общего образования Республики Татарстан в 2011-2012 годах


В результате реализации проекта модернизации общего образования в Республике Татарстан на конец 2011 года были достигнуты следующие значения показателей результативности предоставления федеральной субсидии на модернизацию региональных систем общего образования:

Таблица 1

     
Значения показателей результативности предоставления
субсидии Республике Татарстан на конец 2011 года

N
п/п

Наименование показателя результативности предоставления субсидии

Значение показателя результативности предоставления субсидии

план

факт

1

2

3

4

1.

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 года (процентов)

96,43

109

2.

Доля школьников, обучающихся по ФГОС*(1), в общей численности школьников (процентов)

12,67

12,67

2.1.

Начальное общее образование (процентов)

32,99

32,99

2.2.

Основное общее образование (процентов)

0

0

2.3.

Среднее (полное) общее образование (процентов)

0

0

3.

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (процентов)

18

20

4.

Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности учителей (процентов)

23,2

23,2

5.

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (процентов)

3

4,2

6.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

положительная

положительная


В результате реализации проекта модернизации общего образования в Республике Татарстан на конец 2012 года были достигнуты следующие значения показателей результативности предоставления субсидии Республике Татарстан:

Таблица 2

     
Значения показателей результативности предоставления
 субсидии Республике Татарстан на конец 2012 года

N
п/п

Наименование показателя результативности предоставления субсидии

Значение показателя результативности предоставления субсидии

план

факт

1

2

3

4

1.

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (процентов)

100

108

2.

Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников (процентов)

22,6

22,7

2.1.

Начальное общее образование (процентов)

55,8

56,5

2.2.

Основное общее образование (процентов)

0,5

1

2.3.

Среднее (полное) общее образование (процентов)

0

0

3.

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (процентов)

20

20

4.

Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (процентов)

9,4

9,4

5.

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (процентов)

6

6

6.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

положительная

положительная


При подготовке ежеквартального отчета по Комплексу мер по модернизации системы общего образования в Республике Татарстан на 2012 год прогнозировалось, что значение показателя 1 за IV квартал 2012 года составит 108 процентов. Фактическое значение данного показателя за IV квартал 2012 года составило 111,6 процента. Средняя заработная плата учителей в октябре 2012 года составила 20013,0 рубля (100 процентов от средней заработной платы в Республике Татарстан за 2011 год - 20009,0 рубля), в ноябре - 22088,0 рубля (110,4 процента), в декабре - 24889,0 рубля (124,4 процента). В целом за IV квартал 2012 года среднемесячная заработная плата учителей общеобразовательных учреждений составила 22330,0 рубля, что соответствует 111,6 процента от среднемесячной заработной платы по экономике Республики Татарстан за 2011 год.

Превышение значения показателей 2.1 и 2.2 на 0,7 процента и 0,5 процента соответственно связано со следующим. В 2012/2013 учебном году 83193 учащихся начальной школы (это все первые, вторые и часть третьих классов) обучаются по ФГОС НОО*(2), что составляет 56,5 процента от общей численности обучающихся в начальной школе. С 1 сентября 2012 года введение ФГОС ООО*(3) осуществляется в опережающем режиме в 21 школе. По ФГОС ООО обучаются 1830 учащихся пятых классов (или 1 процент от общей численности обучающихся в основной школе).

Наиболее значимые результаты в общем образовании Республики Татарстан,
достигнутые за счет реализации комплекса мер по модернизации
системы общего образования в Республике Татарстан
в 2011-2012 годах


Наиважнейшим результатом реализации проекта модернизации является увеличение заработной платы педагогов. В IV квартале 2012 года размер среднемесячной заработной платы учителей в Республике Татарстан был приравнен к средней заработной плате по экономике региона и составил 22330,0 рубля. Существенно увеличивает среднюю заработную плату педагогов оказание грантовой поддержки учителям, которое осуществляется в республике с 2011 года (гранты "Наш новый учитель", "Наш лучший учитель", "Учитель-исследователь", "Лучший педагог в области ИКТ*(4)", "Наш лучший директор школы").

Третий год в республике осуществляется переход на новые образовательные стандарты согласно перспективному плану перехода на ФГОС общего образования Республики Татарстан:

Перспективный план перехода на ФГОС общего образования Республики Татарстан

Учебный год

ФГОС НОО

ФГОС ООО

ФГОС С(П)ОО*(5)

количество образовательных учреждений

количество учащихся

количество классов

количество образовательных учреждений

количество учащихся

количество классов

количество образовательных учреждений

количество учащихся

количество классов

2012/2013

1536

83193

5251

21

1830

65

0

0

0

2013/2014

1536

95346

6172

79

6137

245

0

0

0

2014/2015

1550

155481

7775

270

18258

746

0

0

0

2015/2016

X

X

X

1339

55431

2978

0

0

0

2016/2017

X

X

X

1299

89539

4853

0

0

0

2017/2018

X

X

X

1303

121761

6646

29

1730

68

2018/2019

X

X

X

1303

151032

8288

84

4990

208

2019/2020

X

X

X

1304

178887

9854

301

13153

588

2020/2021

X

X

X

1304

185150

10303

1140

42375

2346


Поэтапному переходу на ФГОС способствовало проведение очередной аттестации 7000 учителей школ и повышение квалификации 3500 учителей и руководителей школ для работы в соответствии с новыми требованиями.

Для развития мероприятий по оценке качества знаний учащихся большую роль сыграли мониторинговые исследования обучающихся 4, 6, 8, 10 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан. В этом направлении республикой достигнуты положительные результаты, которые могут быть распространены в других субъектах Российской Федерации. Целью исследований является экспертиза уровня подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Мониторинг необходим также для внедрения в республике системы аттестации учителей, основанной на учете достижений их учеников. Для проведения мониторинговых исследований специалистами ФГАОУ ВПО*(6) "Казанский (Приволжский) федеральный университет" разработаны контрольные измерительные материалы с учетом вариативности образовательных программ и используемых в образовательной практике учебников. Исследования в онлайн-режиме проведены в 2012 году для обучающихся 4 классов по математике, русскому и татарскому языкам, для учащихся 6 классов - по 8 предметам: английскому, русскому, татарскому языкам, математике, истории, биологии, информатике, географии (в 2011 году - по 5 предметам), для учащихся 8 классов - по 13 предметам: английскому, немецкому, русскому, татарскому языкам, математике, истории, биологии, информатике, географии, физике, химии, обществознанию, литературе (в 2011 году - по 6 предметам), для учащихся 10 классов - по 14 предметам: английскому, немецкому, французскому, русскому, татарскому языкам, математике, истории, биологии, информатике, географии, физике, химии, обществознанию, литературе (в 2011 году - по 6 предметам). По результатам мониторинговых исследований составлен рейтинг муниципальных образований и образовательных учреждений Республики Татарстан.

Важным условием перехода на ФГОС является обновление материально-технической базы образовательных учреждений. В 2012 году в республике стартовала программа капитального ремонта школ, срок эксплуатации которых превысил 30 лет. В перечне около 800 школ, из которых 170 отремонтированы, в том числе 79 за счет средств МРСО*(7), остальные школы - за счет средств бюджета Республики Татарстан.

Благодаря проекту модернизации в 2011 году каждый учитель получил в пользование ноутбук, что стало основой для реализации дистанционного обучения в республике и позволило в 2012 году обеспечить доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по волоконно-оптическим линиям связи 22 процентов школ, 75 процентов учащихся; оснастить лицензионным программным продуктом 100 процентов школ; организовать дистанционное обучение по профильным предметам на базе 54 школ - центров компетенции. Перечисленные мероприятия позволяют региону удерживать устойчивые лидерские позиции в этом вопросе наряду с Пермским и Хабаровским краем. Помимо этого, оснащение школ и педагогов современным компьютерным оборудованием позволило реализовать проект "Английский язык для Республики Татарстан", в рамках которого 3400 учителей-предметников (включая учителей английского языка) повысили свою лингвистическую компетентность благодаря совместному дистанционному проекту с компанией "EF-education"*(8).

Значимыми оказались меры по применению энергосберегающих технологий в школе. Благодаря проекту проведено энергетическое обследование ряда общеобразовательных учреждений; 86 процентов подведомственных учреждений оснащены приборами учета и регулирования потребления теплоэнергетических ресурсов; проведена подготовка и переподготовка 102 ответственных за энергосбережение сотрудников из 96 учреждений. Реализация этих мероприятий позволила обеспечить положительную динамику снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов.

В 2012 году финансирование мероприятий комплекса мер по модернизации системы общего образования в Республике Татарстан осуществлялось по следующим направлениям:

Таблица 3

     
Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер по модернизации
 системы общего образования в Республике Татарстан в 2012 году


(тыс. рублей)

N
п/п

Наименование мероприятия

Объемы финансирования

всего

в том числе

федеральный бюджет (субсидия)

бюджет Республики Татарстан

всего

региональный бюджет

местные бюджеты

внебюджетные источники

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1.

Приобретение оборудования:

698101,4

696036,5

698101,4

696036,5

0

0

0

0

0

0

0

0

1.1.

Учебно-лабораторное

322800,0

322745,9

322800,0

322745,9

0

0

0

0

0

0

0

0

1.2.

Учебно-производственное

40000,0

39868,2

40000,0

39868,2

0

0

0

0

0

0

0

0

1.3.

Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений

25000,0

24971,8

25000,0

24971,8

0

0

0

0

0

0

0

0

1.4.

Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений

25000,5

24784,4

25000,5

24784,4

0

0

0

0

0

0

0

0

1.5.

Компьютерное оборудование

206000,0

205993,3

206000,0

205993,3

0

0

0

0

0

0

0

0

1.6.

Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся

32000,0

31998,8

32000,0

31998,8

0

0

0

0

0

0

0

0

1.7.

Оборудование для школьных столовых

37800,9

36368,3

37800,9

36368,3

0

0

0

0

0

0

0

0

1.8.

Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся

9500,0

9305,8

9500,0

9305,8

0

0

0

0

0

0

0

0

2.

Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся

25000,0

24610,6

25000,0

24610,6

0

0

0

0

0

0

0

0

3.

Пополнение фондов школьных библиотек

66234,6

66234,5

66234,6

66234,5

0

0

0

0

0

0

0

0

4.

Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)

10500,0

10500,0

10500,0

10500,0

0

0

0

0

0

0

0

0

5.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей

7100,0

7100,0

7100,0

7100,0

0

0

0

0

0

0

0

0

6.

Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе:

7000,0

7000,0

7000,0

7000,0

0

0

0

0

0

0

0

0

6.1.

Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6.2.

Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов

7000,0

7000,0

7000,0

7000,0

0

0

0

0

0

0

0

0

7.

Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования

20000,0

19983,8

20000,0

19983,8

0

0

0

0

0

0

0

0

8.

Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений

914031,4

911015,2

275000,0

271983,8

639031,4

639031,4

639031,4

639031,4

0

0

0

0

Итого

1747967,4

1742480,6

1108936,0

1103449,2

639031,4

639031,4

639031,4

639031,4

0

0

0

0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»