Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 5 февраля 2013 г. N 72
"Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Развитие
сферы туризма в Республике Татарстан на 2013-2016 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления КМ РТ от 07.02.2014 N 73, вступившего в силу с 7 февраля 2014 года.
____________________________________________________________________


В целях повышения конкурентоспособности туристского комплекса Республики Татарстан на российском и международном туристских рынках на базе эффективного использования развивающейся инфраструктуры туризма, а также культурно-исторического, природного потенциала и потенциала событийного туризма Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную целевую программу "Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2013-2016 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.

3. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.

4. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан разработать муниципальные программы развития туризма на 2013-2016 годы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Долгосрочная целевая программа
"Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2013-2016 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 5 февраля 2013 г. N 72)

     
Паспорт программы

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2013-2016 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644;
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 165-р;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития туристического кластера на Северном Кавказе от 24.03.2012 N ПР-767

Государственный заказчик Программы

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

Основной разработчик Программы

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

Цель Программы

Повышение конкурентоспособности туристского комплекса Республики Татарстан на российском и международном туристских рынках на базе эффективного использования развивающейся инфраструктуры туризма, а также культурно-исторического, природного потенциала и потенциала событийного туризма республики

Задачи Программы

1. Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Татарстан.
2. Формирование конкурентоспособного туристского продукта и его продвижение на внутреннем и международном рынках.
3. Повышение качества республиканского туристского продукта и обслуживания туристов с учетом действующих внутренних и международных стандартов

Сроки реализации Программы

2013-2016 годы

Объем и источники финансирования Программы

Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы с учетом средств по плану капитальных вложений, финансируемых из республиканского и федерального бюджетов*, - 22956,53 млн. рублей,
из них:
предполагаемые средства федерального бюджета - 5542,5 млн. рублей,
средства бюджета Республики Татарстан - 1453,25 млн. рублей,
предполагаемые средства муниципальных бюджетов - 5,9 млн. рублей,
внебюджетные источники - 15954,88 млн. рублей,
в том числе:
2013 год: всего - 2073,83 млн. рублей, из них:
предполагаемые средства федерального бюджета - 476,27 млн. рублей,
средства бюджета Республики Татарстан - 183,74 млн. рублей,
предполагаемые средства муниципальных бюджетов - 2,15 млн. рублей,
внебюджетные источники - 1420,67 млн. рублей;
2014 год: всего - 2015,33 млн. рублей, из них:
предполагаемые средства федерального бюджета - 537,13 млн. рублей,
средства бюджета Республики Татарстан - 295,82 млн. рублей,
предполагаемые средства муниципальных бюджетов - 1,65 млн. рублей,
внебюджетные источники - 1180,73 млн. рублей;
2015 год:
всего - 9161,96 млн. рублей,
из них:
предполагаемые средства федерального бюджета - 2398,9 млн. рублей,
средства бюджета Республики Татарстан - 365,97 млн. рублей,
предполагаемые средства муниципальных бюджетов - 1,05 млн. рублей,
внебюджетные источники - 6396,04 млн. рублей;
2016 год:
всего - 9705,41 млн. рублей, из них:
предполагаемые средства федерального бюджета - 2139,2 млн. рублей,
средства бюджета Республики Татарстан - 607,72 млн. рублей,
предполагаемые средства муниципальных бюджетов - 1,05 млн. рублей,
внебюджетные источники - 6957,44 млн. рублей;
в том числе без учета средств по плану капитальных вложений, финансируемых из республиканского и федерального бюджетов, - 16239,53 млн. рублей,
из них средства бюджета Республики Татарстан - 278,75 млн. рублей,
в том числе:
2013 год:
всего - 1462,06 млн. рублей,
средства бюджета Республики Татарстан - 39,24 млн. рублей;
2014 год:
всего - 1263,7 млн. рублей,
средства бюджета Республики Татарстан - 81,32 млн. рублей;
2015 год:
всего - 6473,96 млн. рублей,
средства бюджета Республики Татарстан - 76,87 млн. рублей;
2016 год:
всего - 7039,81 млн. рублей,
средства бюджета Республики Татарстан - 81,32 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов Республики Татарстан на соответствующий год, исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется согласно утвержденному перечню мероприятий на каждый календарный год, сформированному по результатам рассмотрения представленных заявок, исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан на соответствующий год

Ожидаемые конечные результаты Программы

По задаче 1. "Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Татарстан": увеличение внутренних и въездных туристских потоков в 2016 году до 2290,9 тыс. человек (оптимистический прогноз), до 1888,0 тыс. человек (пессимистический прогноз).
По задаче 2. "Формирование конкурентоспособного туристского продукта и его продвижение на внутреннем и международном рынках": увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению в 2016 году, до 11736,7 млн. рублей (оптимистический прогноз), до 9591,0 млн. рублей (пессимистический прогноз).
По задаче 3. "Повышение качества республиканского туристского продукта и обслуживания туристов с учетом действующих внутренних и международных стандартов": количество специалистов, подготовленных в сфере туризма и гостеприимства за весь период реализации Программы, - 2250 человек (оптимистический прогноз), 1650 человек (пессимистический прогноз)

Система организации контроля за выполнением Программы

Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан


* В случае включения проектов туристско-рекреационных и автотуристических кластеров в федеральную целевую программу.

Введение


Туризм играет важную роль в решении экономических и социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации, оказывает стимулирующее воздействие на развитие многих сопряженных сфер экономической деятельности, способствует социально-экономическому развитию муниципальных районов Республики Татарстан.

Эффективная государственная поддержка реализации настоящей Программы позволит не только привлечь дополнительные инвестиции в сферу туризма на условиях государственно-частного партнерства, но и улучшить имидж республики.

Программа разработана в соответствии с основными положениями федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 165-р, и является продолжением республиканской целевой программы "Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы", направленной на формирование в Республике Татарстан современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса.

Программа содержит наиболее актуальные направления развития туризма и мероприятия по их реализации в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Республике Татарстан.

Программа подготовлена Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, общественных организаций сферы туризма и гостеприимства, предприятий, организаций, учебных заведений туристской сферы.


Раздел I. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена программа


Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 24.03.2012 N ПР-767 по итогам совещания по вопросам развития туристского кластера на Северном Кавказе (11.03.2012) Правительству Российской Федерации определено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс дополнительных мер по государственной поддержке туристской отрасли, реализуемый Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также по информационному сопровождению и продвижению туристских услуг в Российской Федерации и за ее пределами.

Это связано с тем, что туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны.

В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития.

В федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644, отмечается, что развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из инструментов оздоровления нации.

Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств транспорта и размещения туристов, а также общее повышение цен.

К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести конкуренцию, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития общества.

Российская Федерация, имеющая высокий туристско-рекреационный потенциал, несмотря на свое стабильное и динамичное развитие, на сегодняшний день не занимает на мировом туристском рынке лидирующего места, принимая 2 миллиона иностранных туристов при их общем потоке в 2011 году порядка 37 млн. человек. По оценке Всемирной туристской организации, Россия может ежегодно принимать не менее 70 миллионов российских и иностранных туристов.

Очевидно, что эффективное использование туристского потенциала страны, создание условий для качественного отдыха на территории России как иностранных, так и российских граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Республика Татарстан играет заметную роль в развитии туризма Российской Федерации, показывая устойчивую положительную динамику по основным показателям: рост туристского потока и рост объема оказанных услуг в сфере туризма.

Ежегодный рост туристского потока в республику составляет в среднем 12 процентов, кроме кризисного 2008 года, когда наблюдался спад туристского потока.

Динамика роста туристского потока представлена в таблице 1.

Таблица 1

     
Численность лиц, обслуженных коллективными
 средствами размещения

(тыс. человек)

Показатели

Годы

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Численность лиц, обслуженных коллективными средствами размещения, тыс. человек

638,2

732,4

896,6

741,5

1018,0

1112,6

1277,5


Динамика роста объема туристских услуг представлена в таблице 2.

Таблица 2

     
Объем платных услуг населению по отдельным видам

(млн. рублей)

Показатели

Годы

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Платные услуги всего

54914,6

69612,2

93325,8

118482,3

132938,5

154128,4

176247,2

в том числе по туризму,
из них:

2082,1

2712,2

3718,8

4693,6

5311,0

5663,7

6489,0

услуги гостиниц и аналогичных средств размещения

716,6

945,4

1463,3

1798,1

1932,3

2261,4

2654,8

туристские услуги

338,7

509,5

673,3

912,5

1137,2

1239,2

1509,2

санаторно-оздоровительные услуги

1026,8

1257,3

1582,2

1983,0

2241,5

2163,1

2325,0

Индекс физического объема платных услуг населению (к предыдущему году, %)

119,9

111,6

117,6

109,6

100,1

107,0

104,9


Положительная динамика сферы туризма в республике достигается благодаря продуманной политике органов государственной власти по улучшению инвестиционного климата в сфере туризма, развития и совершенствования туристской инфраструктуры.

Татарстан считается одним из наиболее развитых регионов в гостиничной сфере Поволжья и является лидером в федеральном округе по ряду основных показателей, характеризующих состояние гостиничного рынка: средства размещения пользуются высоким спросом у клиентов, по количеству отелей республика также опережает соседей. Информация о количестве и составе коллективных средств размещения представлена в таблице 3.

Таблица 3

     
Количество коллективных средств размещения, действующих
 на территории Республики Татарстан, по состоянию на 01.01.2012

Показатели

Общее количество

Количество номеров

Количество мест

Количество коллективных средств размещения, в том числе:

312

12669

30062

гостиницы

178

6158

10942

мотели

8

124

282

общежития для приезжих

11

198

493

меблированные комнаты

9

75

292

пансионаты

2

24

63

другие предприятия гостиничного типа

8

132

429

специализированные средства размещения (санаторно-курортные, базы отдыха и другие предприятия отдыха)

96

5958

17561


Более 80 процентов номерного фонда гостиниц приходится на г. Казань. В столице республики положительными тенденциями развития гостиничного сектора является не только рост количества гостиниц, но и увеличение в их составе гостиниц эконом-класса и хостелов, а также гостиниц известных мировых сетей - "Ibis", "Courtyard Marriott", "Park Inn" и других.

Транспортное обслуживание туристов осуществляется в виде авиаперевозок, перевозок железнодорожным и автотранспортом, а также речным флотом.

Международный аэропорт "Казань" осуществляет перевозку туристов регулярными и чартерными рейсами.

Регулярные междугородние перевозки осуществляются по 25 направлениям (Москва, Краснодар, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Воронеж, Минеральные Воды, Сочи, Уфа, Хабаровск и другие).

Регулярные международные рейсы в страны СНГ осуществляются по 11 направлениям (Баку, Ташкент, Симферополь, Киев, Ереван, Алматы и другие).

Регулярные международные рейсы осуществляются по направлениям Прага (Чехия), Стамбул (Турция) - ежедневно, Франкфурт (Германия), Мюнхен (Германия), Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты).

Чартерные международные рейсы осуществляются в Анталию (Турция), Даламан (Турция), Барселону (Испания), Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты), Ираклион (Греция), Монастир (Тунис), Подгорицу (Черногория), Пулу (Хорватия), Римини (Италия), Родос (Греция), Тиват (Черногория), Шарм-эль-Шейх, Хургаду (Египет), Бургас (Болгария), Ларнаку (Кипр), Кос и Ханью (Греция).

Количество авиакомпаний, действующих в Казанском аэропорту летом 2012 года, - 24. Регулярные и чартерные рейсы в г. Казань осуществляют авиакомпании "Татарстан", Lufthansa, "Аэрофлот", Transaero, S-7, SkyExpres, Utair и другие. Воздушное сообщение налажено с 87 городами 47 стран мира. Динамика пассажиропотока международного аэропорта "Казань" представлена в таблице 4.

Таблица 4

     
Динамика пассажиропотока международного
 аэропорта "Казань"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»