Развитие производства и наращивание экономики неизбежно сопровождается повышением нагрузки на окружающую среду и может привести к снижению ее устойчивости. Поэтому наряду с социально-экономическим развитием республики на паритетных началах должно предусматриваться и обеспечение экологической безопасности, экологической реабилитации территорий в условиях роста и развития реальных секторов экономики.
Для решения проблем в области обеспечения экологической безопасности мировым сообществом выработана общепризнанная методология. Она базируется на установлении долгосрочных целей, механизма их достижения, включая разработку программ, которые увязывают эти механизмы с правовыми, техническими, организационными возможностями. В этой связи важное значение имеет разработка программных документов на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
Так как проблемы в сфере обеспечения экологической безопасности имеют многофакторный и межведомственный характер, их решение требует использования программных методов и не может быть достигнуто индивидуальными действиями отдельных министерств, муниципальных образований, организаций, часто имеющих несовпадающие интересы. Решение указанных проблем требует действий на всех уровнях управления при четкой внешней координации усилий в пределах полномочий органов исполнительной власти Республики Татарстан и соблюдении баланса интересов для служения общей цели - преодоления факторов экологической опасности и создания условий для устойчивого развития республики в пределах емкости окружающей среды.
Оптимальной формой решения проблем в сфере обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан представляется республиканская целевая программа "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013-2015 годы", включающая конкретные шаги для гармонизации экономического роста и качества окружающей среды.
Использование программного метода решения республиканских проблем в области обеспечения экологической безопасности позволит обеспечить концентрацию ресурсов, выделяемых из бюджета Республики Татарстан, привлекаемых внебюджетных источников; исключить дублирование мероприятий, реализуемых в рамках различных программ, за счет координации работ; повысить эффективность межведомственных взаимодействий и расходования бюджетных средств.
Реализация Программы может стать решающим фактором достижения условий для экологически безопасного устойчивого развития, повышения экологической репутации и инвестиционной привлекательности Республики Татарстан.
На успешное выполнение Программы могут повлиять следующие риски:
экономические, связанные с зависимостью реализации Программы от бюджетной обеспеченности республики, от общей экономической ситуации в Республике Татарстан и Российской Федерации, благоприятного инвестиционного климата и т.д.;
организационные, связанные с необходимостью координации деятельности большого числа специально уполномоченных организаций и ведомств, а также с согласованным выполнением действующих федеральных и региональных программ, имеющих экологическую составляющую;
технологические, связанные с решением конкретных задач;
риски, связанные с "человеческим фактором".
Минимизация рисков и обеспечение реализации Программы возможны при условии выполнения финансовых обязательств предприятий, ведомств, Правительства Республики Татарстан.
Рост экономических возможностей республики позволяет считать экономические риски успешного выполнения Программы незначительными.
Высокий научно-технический потенциал республики и развитие системы экологического образования и воспитания обусловливают минимизацию технологических рисков и рисков, связанных с "человеческим фактором".