Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013-2015 годы" (с изменениями на 30 декабря 2013 года)

     
1.1. Анализ проблем и причин их возникновения


Концепция экологической безопасности Республики Татарстан, рассчитанная на 2007-2015 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.09.2007 N 438, а также Программа социально- экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы и Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года рассматривают экологизацию экономики Республики Татарстан как одну из основных задач обеспечения качества жизни населения Республики Татарстан на основе устойчивого, динамичного развития экономики и создания благоприятной окружающей среды.

Некоторую напряженность в экологическую обстановку республики могут внести реализуемые в настоящее время проекты:

подготовка столицы республики к проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года;

развитие комплекса производств в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Алабуга".

Промышленно-производственная особая экономическая зона "Алабуга", создаваемая для решения конкретных приоритетных экономических задач оказания содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом, включает в себя производство автокомпонентов, полный цикл производства автомобилей, химическую промышленность, обрабатывающую промышленность, производство мебели и другое;

строительство электрометаллургического завода "ТатСталь" в Лениногорском муниципальном районе республики;

строительство комплекса по производству аммиака, метанола и карбамида ОАО "Аммоний" на территории промышленной зоны г. Менделеевска;

строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра.

Трудно переоценить социально-экономическое значение реализации указанных проектов - это и создание дополнительных рабочих мест, и привлекательность республики как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, доступность региона (в том числе транспортная).

Нагрузка на компоненты окружающей среды будет максимальна при проведении подготовительных работ (строительство) реализации республиканских проектов. В ходе эксплуатации указанных объектов воздействие на окружающуюся среду будет максимально снижено за счет применения наилучших существующих технологий.

Несмотря на реализацию большого количества природоохранных мероприятий, заложенных в проектной документации указанных объектов, масштабность проектов предполагает возникновение экологических проблем, решение которых возможно лишь при комплексном подходе.

Для Республики Татарстан актуальность улучшения экологической обстановки связана с нарастанием социально-экологической напряженности, увеличением заболеваний, естественной убылью населения.

Решение проблем снижения нагрузки агропромышленного, топливно-энергетического комплексов, реальных отраслей экономики на окружающую среду и здоровье населения, решение проблем Нижнекамского гидроузла, экологических проблем ресурсо- и недропользования должно носить комплексный характер с применением современных передовых технологий и созданием принципиально новых наукоемких технологий, способов управления охраной окружающей среды и природопользованием, разработкой действенной системы минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Характеристику проблем, на решение которых направлена Программа, можно представить в разрезе компонентов окружающей среды.

Регулирование качества окружающей среды. Создание территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды.

Главной целью эколого-экономического регулирования является снижение природоемкости производства. Повышение эффективности государственного регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности в Республике Татарстан должно базироваться на нормировании и контроле качества окружающей среды и установлении единых экологических требований к предприятиям-природопользователям.

Важное значение имеет создание системы взаимосвязанных экологических нормативов для компонентов экосистем, внедрение передовых методов нормирования техногенных нагрузок на окружающую среду для снижения природоемкости производства.

Мероприятия, направленные на регулирование качества окружающей среды, должны быть в приоритетном порядке реализованы на территориях с повышенной антропогенной нагрузкой и наибольшим негативным влиянием промышленного производства на здоровье населения, проживающего на этих территориях. Результатом проведенных мероприятий по регулированию и достижению нормативных показателей качества окружающей среды должно стать снижение техногенной нагрузки на окружающую среду и улучшение качества среды обитания, в том числе - в крупных промышленных центрах республики.

Программа предусматривает решение вопросов дооснащения лабораторий аналитического контроля современными компьютеризованными приборно-инструментальными средствами. Особенно остро ощущается дефицит в высокоинформативных и многофункциональных хроматографических и спектральных приборах, адаптированных к решению задач аналитического контроля объектов окружающей среды.

Осуществление всестороннего и полноценного мониторинга состояния окружающей среды республики позволит обеспечить заинтересованные лица оперативной, достоверной и полноценной информацией о состоянии, величине техногенного воздействия на отдельные ее компоненты для принятия решений по улучшению качества окружающей среды.

Атмосферный воздух.

Загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов опасности для здоровья человека.

В последние 10 лет в воздушном бассейне отмечаются повышенные концентрации загрязняющих веществ: оксидов азота, оксидов углерода, формальдегида, бенз(а)пирена и других.

В 2011 году общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 49974 стационарных источников составило 277,9 тыс. тонн, что на 15,1 тыс. тонн больше по сравнению с предыдущим годом (в 2010 году - 262,8 тыс. тонн).

Большая часть выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников приходится на топливную, химическую и нефтехимическую, теплоэнергетическую промышленные отрасли. Степень улавливания загрязняющих веществ от стационарных источников по региону на 2011 год составляет 53,7 процента от общего количества отходящих загрязняющих веществ.

Рост городов, развитие промышленности, увеличение количества автомобильного транспорта в сочетании с отставанием развития соответствующей современной дорожно-транспортной инфраструктуры обусловливают интенсивное нарастание массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Водные ресурсы, их качество являются жизне- и средообразующей составляющей, определяющей социальное, экономическое и экологическое благополучие. В связи с этим вопросы комплексного использования, охраны и восстановления водных ресурсов Республики Татарстан относятся к числу приоритетных государственных задач, их решение является неотъемлемой частью обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан.

Республика Татарстан в силу своего географического положения и природных условий обладает значительными ресурсами природных вод и является самым многоводным субъектом Российской Федерации в бассейне р. Волги. В республике функционируют четыре водохранилища, два из которых (Куйбышевское и Нижнекамское) используются для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения большинства крупных городов Республики Татарстан: Казани, Нижнекамска, Набережные Челны, Альметьевска, Менделеевска, Мензелинска, а также поселков городского типа Джалиль и Камские Поляны. Общая площадь территории, занятой водными объектами, в Республике Татарстан составляет 440 тыс. гектаров.