Главной целью эколого-экономического регулирования является снижение природоемкости производства. Повышение эффективности государственного регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности в Республике Татарстан должно базироваться на нормировании и контроле качества окружающей среды и установлении единых экологических требований к предприятиям-природопользователям.
Важное значение имеет создание системы взаимосвязанных экологических нормативов для компонентов экосистем, внедрение передовых методов нормирования техногенных нагрузок на окружающую среду для снижения природоемкости производства.
Мероприятия, направленные на регулирование качества окружающей среды, должны быть в приоритетном порядке реализованы на территориях с повышенной антропогенной нагрузкой и наибольшим негативным влиянием на здоровье населения, проживающего на этих территориях (города Нижнекамск, Казань, Набережные Челны, Елабуга, Менделеевск, Альметьевск, Азнакаево, Чистополь, Заинск, Бугульма). Для этих городов должны быть разработаны территориальные нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду и обеспечено их выполнение всеми хозяйствующими субъектами, расположенными на этих территориях. Результатом проведенных мероприятий по регулированию и достижению нормативных показателей качества окружающей среды должно стать снижение техногенной нагрузки на окружающую среду и улучшение качества среды обитания, в том числе в крупных промышленных центрах республики.
В 2015 году в Менделеевском муниципальном районе Республики Татарстан, на территории, смежной с действующим производством ООО "Менделеевсказот", начнет действовать новое химическое производство: комплекс по производству аммиака, карбамида и метанола ОАО "Аммоний". К выбросам загрязняющих веществ в атмосферу от химического завода ООО "Менделеевсказот" в объеме 3619 тонн в год добавятся выбросы более 2500 тонн загрязняющих веществ от производства ОАО "Аммоний".
Необходима организация мониторинга состояния атмосферного воздуха в режиме текущего времени в районе расположения двух химических заводов, а также на прилегающих территориях.
Необходимо учитывать тот факт, что развитие химического промышленного узла в Менделеевском районе Республики Татарстан осуществляется на границе двух республик - Татарстана и Удмуртии, на границе с Елабужским муниципальным районом Республики Татарстан. Жители активно интересуются существующим состоянием окружающей среды в районе химических заводов и ее перспективным состоянием.
В настоящее время без объективных инструментальных, оперативных и доступных данных о состоянии окружающей среды, в том числе и в любой точке Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, невозможно обеспечить стабильную социально-экономическую обстановку в регионе, где также интенсивно эксплуатируются объекты нефтедобычи ОАО "Татнефть", осуществляет производственную деятельность химический завод ОАО "Химзавод им. Л.Я. Карпова"
Кроме того, оперативность и достоверность необходима и для анализа состояния окружающей среды крупных городов.
Казань. Уровень загрязнения атмосферы в г. Казани в 2011 году характеризовался как "высокий". Среднегодовые концентрации превышали среднесуточные предельно допустимые концентрации по трем загрязняющим веществам: по бенз(а)пирену - в 1,9 раза, диоксиду азота - в 2,0 раза и формальдегиду - в 2,3 раза. Среднегодовая концентрация взвешенных веществ совпала со среднесуточной предельно допустимой концентрацией.
Набережные Челны. Уровень загрязнения атмосферы в г. Набережные Челны в 2011 году характеризовался как "высокий". Среднегодовые концентрации превышали среднесуточные предельно допустимые концентрации по двум загрязняющим веществам: по бенз(а)пирену - в 1,9 раза, формальдегиду - в 4,7 раза.
Нижнекамск. Уровень загрязнения атмосферы в г. Нижнекамске в 2011 году характеризовался как "высокий". Среднегодовые концентрации превышали предельно допустимые концентрации по трем загрязняющим веществам: по бенз(а)пирену - в 1,7 раза, формальдегиду - в 4,7 раза, взвешенным веществам - в 1,1 раза.
Анализ уровня загрязнения атмосферного воздуха городов Казани, Набережные Челны и Нижнекамска отдельными загрязняющими веществами за пять лет (с 2007 по 2011 год) показал:
в г. Казани: рост уровня загрязнения атмосферы взвешенными веществами; снижение - оксидом углерода, оксидом азота, аммиаком;
в г. Набережные Челны: снижение уровня загрязнения оксидом азота, оксидом углерода, диоксидом серы, фенолом, бенз(а)пиреном;
в г. Нижнекамске: снижение уровня загрязнения фенолом, диоксидом и оксидом азота, оксидом углерода, диоксидом серы.
Система мониторинга включает в себя и мониторинг состояния недр Республики Татарстан. Мониторинг недр состоит из подсистемы мониторинга подземных вод и мониторинга опасных экзогенных процессов. На средства недропользователей осуществляется мониторинг экзогенных процессов на территории деятельности ОАО "Татнефть" в части регистрации землетрясений и мониторинг месторождений углеводородов в рамках исполнения лицензионных соглашений.
В целом приоритетными направлениями реализации настоящей Подпрограммы являются:
мониторинг атмосферного воздуха населенных мест;
разработка региональных нормативов качества окружающей среды;
мониторинг геологической среды.
Программа предусматривает решение вопросов дооснащения лабораторий аналитического контроля современными компьютеризованными приборно-инструментальными средствами. Особенно остро ощущается дефицит в высокоинформативных и многофункциональных хроматографических и спектральных приборах, адаптированных к решению задач аналитического контроля объектов окружающей среды.
Осуществление всестороннего и полноценного мониторинга состояния окружающей среды республики позволит обеспечить заинтересованные лица оперативной, достоверной и полноценной информацией о состоянии, величине техногенного воздействия на отдельные ее компоненты для принятия решений по улучшению качества окружающей среды.