Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 годы"

3.1.3. Обеспечение эффективной правовой охраны
 и защиты прав на интеллектуальную собственность


Анализ технических решений, патентуемых республиканскими хозяйствующими субъектами, показывает, что они пока не являются достаточной основой для развития соответствующих конкурентоспособных технологических направлений. В связи с этим необходимо обеспечивать проведение патентных и маркетинговых исследований как на этапах формирования и реализации научно-технических и других типов программ, отдельных научных, инновационных и инвестиционных проектов, так и при осуществлении торгово-промышленной деятельности.

Необходимо сочетать направление финансовых средств на основе принципов государственно-частного партнерства на создание и охрану инновационных разработок, а также выявление конкурентоспособных технических решений. Частной задачей в данном направлении является развитие в Республике Татарстан потенциала организационных структур по трансферу технологий, которые должны осуществлять коммерциализацию прав на республиканские технологии на внутреннем и внешнем рынках, а также поиск и привлечение в отечественное производство технологий, в том числе принадлежащих зарубежным субъектам.

Для определения интересов и полномочий предприятий и организаций, авторов, органов государственной власти, участвующих в процессе управления интеллектуальной собственностью, планируется установить порядок закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности в Республике Татарстан, созданные при выполнении НИОКР по государственным контрактам и полученные за счет средств бюджета Республики Татарстан.

Необходимо, чтобы органы исполнительной власти Республики Татарстан и организации, выступающие от имени Республики Татарстан государственными заказчиками НИОКР по государственным контрактам, предусматривали в государственных контрактах условие о закреплении прав на результаты интеллектуальной деятельности. Необходимо предусмотреть возможность передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности от неэффективного правообладателя к эффективному. Это касается, в первую очередь, тех результатов интеллектуальной деятельности, которые созданы за счет средств бюджета Республики Татарстан. В государственных контрактах должны быть предусмотрены расходы на проведение патентных и маркетинговых исследований, а также расходы по обеспечению правовой охраны результатов научно-технической деятельности.

Кардинально должна быть улучшена обстановка в отношении стимулирования авторов интеллектуальной собственности. Необходимо предусмотреть не только возможность получения автором интеллектуальной собственности денежного вознаграждения, но и его право на участие в бизнесе.

Правоохранительным органам целесообразно регулярно проводить комплекс мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение фактов незаконного использования объектов интеллектуальной собственности и уничтожение контрафактной продукции. Министерству внутренних дел по Республике Татарстан в рамках действующего соглашения с ООО "Российское авторское общество" рекомендуется проводить совместные мероприятия с целью выявления нарушений в сфере авторских и смежных прав, а во взаимодействии с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан осуществлять совместные проверки лицензированных предприятий - производителей продукции на оптических и других носителях информации.

Предприятиям, организациям и физическим лицам предлагается активно взаимодействовать с отделением Федерального института промышленной собственности "Палата по патентным спорам", повышать потенциал третейских судов как досудебной инстанции разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности, а также использовать другие досудебные и альтернативные способы разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности.