Таблица 4
Динамика использования охраняемых объектов интеллектуальной
собственности в Республике Татарстан в 2009-2011 годах
Объект интеллектуальной собственности | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | ||||||
Место в рейтинге | Количество | Место в рейтинге | Количество | Место в рейтинге | Количество | ||||
РФ | ПФО | РФ | ПФО | РФ | ПФО | ||||
Изобретения | 9 | 3 | 389 | 6 | 2 | 562 | 5 | 2 | 649 |
Полезные модели | 4 | 2 | 201 | 3 | 1 | 266 | 2 | 1 | 343 |
Промышленные образцы | 15 | 5 | 25 | 10 | 5 | 45 | 13 | 5 | 31 |
Базы данных | - | - | - | - | - | - | 14 | 5 | 1 |
Программы для ЭВМ | 30 | 9 | 7 | 16 | 3 | 29 | 11 | 3 | 64 |
Топологии интегральных микросхем | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Примечание. Товарные знаки и селекционные достижения не подлежат статистическому учету по форме N 4-НТ (перечень) |
Наличие положительной динамики изобретательской активности не позволяет констатировать удовлетворительное состояние охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности юридических и физических лиц в Республике Татарстан и использование интеллектуальной собственности при формировании корпоративных производств и товаропроводящих сетей, продукция многих предприятий остается неконкурентоспособной.
В этом ключе необходимо отметить, что и в республике, и по всей стране имеет место неэффективное вложение бюджетных средств в научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы (далее - НИОКР) (из общего числа НИОКР, получивших государственную поддержку, доля НИОКР, результаты которых обеспечены патентной охраной, составляет 6,4 процента), доля нематериальных активов в общей сумме активов республиканских предприятий - менее 3 процентов и т.д.
Причиной низкой результативности научно-технической деятельности в ряде случаев являются проблемы, связанные с недостатками применяемой системы планирования научно-технической деятельности, размещения и исполнения НИОКР, включая отбор исполнителей, организацию финансирования и контроля за исполнением НИОКР, своевременное выявление патентоспособных результатов интеллектуальной деятельности, закрепление прав на них и их коммерциализация.
Так, из выданных патентов Российской Федерации поддерживаются менее 50 процентов, что является следствием проблем как общей восприимчивости реального сектора к инновациям, отсутствия развитой инфраструктуры, так и готовности каждого конкретного изобретения к промышленному использованию.
Сложившееся положение в сфере инновационной деятельности не обеспечивает технологического прорыва и, соответственно, кардинального ускорения экономического развития Республики Татарстан.
Это объясняется целым комплексом проблем, среди которых особо следует выделить:
отсутствие налаженной системы взаимосвязей участников научной, инновационной и производственной деятельности;
отсутствие надежной информации о реальном потенциале и результативности исполнителей НИОКР в существующей системе государственного заказа;
отсутствие четкой системы финансирования НИОКР, фундаментальной науки за счет средств Республики Татарстан, в том числе через механизм федеральных целевых программ и государственные фонды финансирования науки на условиях софинансирования;
низкая доля прямых расходов на инновационное развитие в валовом региональном продукте;
недостаточное стимулирование исследовательской деятельности, в результате чего проявляется незаинтересованность предпринимательского сектора экономики в финансировании рискованных и дорогостоящих инновационных и инвестиционных проектов, имеющих длительные сроки окупаемости, уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран - лидеров в этой сфере;
неразвитость оценочного бизнеса в сфере инноваций, завышение научными и образовательными учреждениями оценочной стоимости прав на результаты интеллектуальной деятельности, вносимых в уставный капитал малого инновационного предприятия, что может привести к дефициту реальных материальных средств предприятия, необходимых для его деятельности;
недостаточная развитость системы государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов (доля организаций, получающих финансирование из бюджета Российской Федерации на эти цели, составляет 0,8 процента);
неспособствование системы государственных закупок доступу инновационной продукции в систему государственного заказа;
превалирование фискальной составляющей налогового и таможенного регулирования и администрирования по отношению к инновационному бизнесу над стимулирующей;
недостаток квалифицированных кадров в сфере инновационного бизнеса, в том числе и в сфере управления интеллектуальной собственностью, неразвитость институтов поддержки инноваций (офисы коммерциализации, центры трансфера технологий и прочее), старение научных кадров.
Таким образом, в рассматриваемой сфере деятельности существуют проблемы законодательного, методологического, экономического, финансового, организационного плана, без решения которых задача перехода к экономике, основанной на знаниях, не сможет реализоваться на практике.
Реализация Программы предусматривает решение задач в рамках следующих направлений социально-экономической политики Республики Татарстан, определенных Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы:
бюджетная политика - в части обеспечения приоритетности расходов на инновации и определения параметров и траектории изменения основных статей расходов бюджета Республики Татарстан (включая инструменты софинансирования), необходимых для развития инноваций (наука, образование, институты развития, поддержка бизнес-инноваций);
налоговая политика - в части оптимизации уровня налоговой нагрузки на базовые факторы инновационного развития (прежде всего в отношении работников), а также в части введения необходимых налоговых льгот;
техническая политика - в части формирования системой технического регулирования стимулов к технологической модернизации и инновациям, а также к снятию барьеров и ограничений на внедрение новых технологий;
конкурентная политика и политика в сфере борьбы с коррупцией - в части минимизации возможностей для недобросовестной конкуренции через использование административного ресурса, в части предотвращения и пресечения антиконкурентных действий доминирующих на рынках хозяйствующих субъектов, а также в части формирования благоприятного предпринимательского климата, включая деятельность правоохранительных и контрольных органов, судебной системы, конкурентоспособность российской юрисдикции, общее правовое регулирование создания и ведения бизнеса;
политика в сфере государственных закупок - в части создания необходимых инструментов и процедур, дающих возможность государственным заказчикам закупать инновационную продукцию, а государству в целом стимулировать за счет государственных закупок создание такой инновационной продукции;
внешняя и внешнеэкономическая политика - в части более активного отстаивания интересов республиканских товаропроизводителей на внешнем рынке, а также в части поиска за рубежом технологических партнеров для татарстанских предприятий, способных оказать значимое содействие в технологической модернизации российской и республиканской экономики;