Таблица N 1.4
Обеспеченность доброкачественной питьевой водой
населенных пунктов Республики Татарстан
Наименование районов | Процент населения обеспеченного доброкачественной и условно-доброкачественной питьевой водой | Процент населенных пунктов, обеспеченных доброкачественной и условно-доброкачественной питьевой водой | Процент населенных пунктов, обеспеченных доброкачественной и условно-доброкачественной питьевой водой | |
городских | сельских | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Всего по Республике Татарстан | 93,89 | 70,99 | 97,5 | 70,64 |
Агрызский | 95,25 | 64,38 | 100 | 63,8 |
Азнакаевский | 89,96 | 51,3 | 100 | 67,56 |
Аксубаевский | 90,97 | 66,25 | 100 | 65,8 |
Актанышский | 91,0 | 90,8 | - | 90,8 |
Алексеевский | 93,94 | 69,2 | 100 | 68,6 |
Алькеевский | 100 | 100 | - | 100 |
Альметьевский | 87,39 | 47,36 | 100 | 46,8 |
Апастовский | 93,39 | 89,0 | - | 89,0 |
Арский | 82,0 | 63,77 | 100 | 63,49 |
Атнинский | 68,5 | 41,3 | - | 41,3 |
Бавлинский | 92,28 | 58,97 | 100 | 57,89 |
Балтасинский | 96,06 | 85,71 | - | 85,71 |
Бугульминский | 99,9 | 95,38 | 100 | 95,2 |
Буинский | 88,0 | 87,75 | 100 | 87,6 |
Верхнеуслонский | 87,29 | 50,0 | - | 50,0 |
Высокогорский | 81,49 | 50,0 | - | 50,0 |
Дрожжановский | 97,33 | 92,0 | - | 92,0 |
Елабужский | 100 | 100 | 100 | 100 |
Заинский | 100 | 100 | 100 | 100 |
Зеленодольский | 81,37 | 54,28 | 100 | 53,84 |
Кайбицкий | 87,06 | 83,92 | - | 83,92 |
Камско-Устьинский | 92,45 | 83,67 | 66,6 | 84,78 |
Кукморский | 95,8 | 78,22 | 100 | 78,04 |
Лаишевский | 72,89 | 79,7 | 100 | 79,4 |
Лениногорский | 97,99 | 74,62 | 100 | 74,24 |
Мамадышский | 49,0 | 25,0 | 50,0 | 24,67 |
Менделеевский | 96,84 | 60,0 | 100 | 58,82 |
Мензелинский | 91,57 | 81,42 | 100 | 81,15 |
Муслюмовский | 76,13 | 61,42 | - | 61,42 |
Набережно-Челнинский | 100 | 100 | 100 | - |
Нижнекамский | 99,76 | 86,95 | 100 | 86,76 |
Новошешминский | 97,88 | 89,28 | - | 89,28 |
Нурлатский | 56,97 | 29,26 | 100 | 28,39 |
Пестречинский | 84,94 | 79,16 | - | 79,16 |
Рыбно-Слободский | 71,18 | 59,74 | 100 | 59,2 |
Сабинский | 91,99 | 88,0 | 100 | 87,87 |
Сармановский | 100 | 100 | 100 | 100 |
Спасский | 100 | 100 | 100 | 100 |
Тетюшский | 99,34 | 87,5 | 100 | 87,32 |
Тукаевский | 94,48 | 83,72 | - | 83,72 |
Тюлячинский | 62,79 | 39,2 | - | 39,2 |
г. Казань | 100 | 100 | 100 | - |
Черемшанский | 53,52 | 52,0 | - | 52,0 |
Чистопольский | 98,4 | 80,39 | 100 | 80 |
Ютазинский | 100 | 81,48 | - | 81,48 |
Повышение качества водоснабжения населения питьевой водой является приоритетным направлением и первостепенным социальным вопросом, влияющим на здоровье и продолжительность жизни в Республике Татарстан.
В настоящее время отбор подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения сельских населенных пунктов и городов в целом по республике не превышает 20 процентов от общего объема потребления воды.
В большинстве сельских населенных пунктов подземные воды являются единственным источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В целом по Республике на их водоснабжение используется 113,3 тыс. куб. метров/сут., причем 98,9 процента приходится на долю подземных вод.
Для городов с численностью городского населения свыше 100 тыс. человек суммарное потребление подземных вод на хозяйственно-питьевое водоснабжение составляет 32,6 тыс. куб. метров/сут., или 7 процентов от общей его величины. Для г. Казани общее потребление воды на хозяйственно-питьевые нужды составляет 248,2 тыс. куб. метров/сут., в том числе подземных вод около 10 процентов. В городе водопроводные сети, в том числе от подземных водозаборов, закольцованы. При этом водоснабжение г. Казани осуществляется в основном от Волжского водозабора МУП "Водоканал". В то же время согласно требованиям ГОСТ Р 22.6.01-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования" системы хозяйственно-питьевого водоснабжения средних и крупных городов должны базироваться не менее чем на двух независимых источниках, а минимальная доля подземных вод в общем объеме водоснабжения города должна быть достаточной, чтобы иметь возможность обеспечивать бесперебойную подачу воды населению при отключении головных сооружений поверхностных водоисточников в период их аварийного загрязнения (не менее 20-30 процентов от потребностей города в штатном режиме).
Потребность в воде с каждым годом в г. Казани растет, высокие темпы строительства в столице требуют наращивания мощности производства питьевой воды. Вопрос освоения Столбищенского месторождения, эксплуатационные запасы подземных вод которого утверждены для хозяйственно-питьевого водоснабжения столицы республики, обсуждается уже более 10 лет.
Ухудшение качества воды в р. Волге из года в год, а также снижение уровня вод в Куйбышевском водохранилище в 2010 году, которое могло повлиять на работу водозабора "Волжский", обеспечивающего г. Казань с численностью населения, равной половине численности населения всей республики, показывает, что строительство второго источника водоснабжения является стратегическим направлением в решении вопроса водоснабжения г. Казани, особенно в преддверии проведения международных спортивных мероприятий 2013 и 2018 годов.
Проведение работ по строительству новых водозаборных скважин планируется в большинстве районов республики.
Необходимо учитывать происходящие изменения климатических условий, которые могут повлечь за собой изменение гидрологического режима рек, характера формирования водных ресурсов, что повлияет на условия наполнения Куйбышевского, Нижнекамского, Заинского и Карабашского водохранилищ.
В Республике Татарстан в летний период 2010 года в связи с сокращением дебета родников и пересыханием мелких речек усилилась проблема доступа к водным источникам. В 326, или 11 процентах населенных пунктов, существовали сбои с водоснабжением. Муниципальные образования принимали меры по обеспечению водой населения, осуществлялось строительство артезианских скважин, каптажирование родников, подача и подвоз воды по графику. Организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществляли обход объектов водоснабжения, производили регулирование объемов поставки, установку более мощных насосов, ограничение нерационального использования воды.