Недействующий

Об утверждении Республиканской концепции ценовой (тарифной) политики на 2013-2015 годы (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2023 N 1315)


1. Анализ проблем в сфере ценовой (тарифной)
 политики Республики Татарстан


Ценовая (тарифная) политика в Республике Татарстан формируется в контуре рыночных отношений хозяйствующих субъектов, а также в системе ценового (тарифного) регулирования. Если первое основано на принципах рыночной конкуренции, то второе ориентировано на государственное регулирование, построенное на соблюдении сбалансированности интересов производителей и потребителей товаров (работ, услуг).

Можно утверждать, что пакет нормативных правовых актов, определяющих политику государственного регулирования, на сегодняшний день достаточен для построения эффективной системы баланса интересов указанных выше субъектов хозяйственной деятельности. Вместе с тем практическая реализация установленных законодательством норм обуславливает развитие регулирующих норм исходя из приоритетов развития региональных экономик. В контексте Концепции под региональными экономиками понимаются экономические системы муниципальных образований в Республике Татарстан. В качестве системных проблем в этой сфере на сегодня можно выделить следующие:

непрозрачность деятельности отдельных компаний - производителей ресурсов, цены и тарифы на которые регулируются;

отсутствие достаточного количества инструментов факторного анализа влияния регулирующего воздействия изменения цен и тарифов на экономические показатели деятельности хозяйственных субъектов, секторов экономики, республики в целом и ее регионов;

недостаточная координация и интеграция деятельности субъектов, задействованных в системе мониторинга, аудита деятельности и ее регулирования (здесь и далее речь идет о регулируемой деятельности);

отсутствие долгосрочного характера регулирования в ценовой (тарифной) политике;

отсутствие информации о перечне хозяйствующих субъектов, имеющих признаки монопольной деятельности на локальных рынках, а также мониторинга этой ситуации;

отсутствие порядка формирования и использования рыночных цен при осуществлении государственных и муниципальных закупок;

дефицит кадровых ресурсов в сфере регулирования цен и тарифов, а также анализа деятельности как поставщиков, так и потребителей товаров и услуг.

Учитывая, что перечисленные проблемы носят системный характер и тесно взаимосвязаны, их решение возможно лишь программным путем, следовательно, все вновь разрабатываемые и действующие программы по реализации Концепции должны быть ориентированы на это.