Мероприятия по решению сформулированных выше проблем на основе принципов Концепции могут быть реализованы в рамках ключевых направлений в соответствующих секторах регулирования.
4.1. Ключевые направления и мероприятия регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, работы, услуги организаций топливно-энергетического комплекса.
К топливно-энергетическому комплексу относятся:
организации, осуществляющие производство (генерацию), транспортировку и сбыт электрической и тепловой энергии;
электро- и теплоснабжающие организации;
газоснабжающие организации.
Регулирование тарифов на тепловую, электрическую энергию и газоснабжение должно быть направлено на защиту экономических интересов потребителей и производителей, обеспечение энергетической безопасности республики и стимулирование экономии топливно-энергетических ресурсов.
Регулирование цен и тарифов должно осуществляться на трехлетний период в ежегодном скользящем режиме. Эта работа проводится ежегодно до принятия бюджета Республики Татарстан на предстоящий и два последующих года. Синхронизация периодов по установлению и прогнозированию цен (тарифов) и бюджетных параметров необходима с точки зрения формирования бюджета, а также для осуществления хозяйствующими субъектами договорной кампании на предстоящий период. Прогноз их деятельности является основным источником формирования бюджета Республики Татарстан и ее муниципальных образований. В то же время хозяйствующие субъекты не могут определиться со своим хозяйственным поведением без информации об изменении тарифов на энергоресурсы и конъектуру рынка. Кроме того, рыночные исследования, которыми занимаются маркетинговые службы предприятий, также ориентированы на предстоящие изменения цен и тарифов на энергетические и природные ресурсы. Порядок, регламентирующий процесс формирования трехлетней тарифной политики, должен быть определен постановлением Правительства Республики Татарстан и ведомственными нормативными правовыми актами органов регулирования.
Существенное влияние на создание условий формирования рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков и наиболее полного удовлетворения потребностей общества, то есть создание условий для развития конкуренции, оказывает деятельность естественных монополий. Это влияние определено как состоянием инфраструктуры, так и наличием возможности недискриминационного доступа к ним.
Государственное регулирование естественных монополий напрямую влияет на качество конкурентной среды посредством:
ценового (тарифного) регулирования;
инвестиционных и производственных программ, которые определяют технологические возможности доступа к услугам;
регулирования доступа к услугам субъектов естественных монополий для развития эффективной конкуренции между их потребителями в соответствующих секторах, а также для устранения инфраструктурных ограничений для экономики в целом.
Для совершенствования системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать следующие мероприятия:
инициировать внесение изменений в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", предусматривающих уточнение понятия субъекта естественной монополии, определение статуса реестра субъектов естественных монополий и порядка контроля экономической концентрации, разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий, а также уточнение термина "локальная монополия" и порядок их учета;
внедрить в систему государственного регулирования ряда отраслей метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метод сравнительного анализа и другие "квази-конкурентные" механизмы, которые предусматривают установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества услуг;
обеспечить эффективность закупочной деятельности субъектов естественных монополий путем установления обязательных требований к проведению торгов. Такие процедуры должны обеспечивать прозрачность и состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов естественных монополий и будет способствовать снижению роста тарифов;
выделить из сферы деятельности субъектов естественных монополий отдельные виды работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе (например, осуществление части работ по подключению к системам коммунальной инфраструктуры);
активизировать работу по развитию конкуренции в сферах, сопряженных с естественными монополиями, в том числе посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Одним из важных шагов к осуществлению этой задачи является разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности.
Существенное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов оказывают предприятия, имеющие признаки монопольной деятельности на монопольных рынках. Границы таких рынков в Республике Татарстан должны быть определены в соответствии с республиканской программой развития конкурентных рынков. Необходимо также предусмотреть создание и актуализацию реестра указанных предприятий. Учитывая, что число таких предприятий (включая транспортных перевозчиков, аптеки и др.) существенно больше тех, которые сегодня подлежат регулированию на республиканском уровне, необходимо разработать порядок координации деятельности регулирующих органов и определения центров ответственности за эту деятельность, включая органы местного самоуправления, саморегулируемые организации и т.д.
Тарифная политика в электроэнергетике России направлена на реализацию следующих основных направлений:
скорейший запуск конкурентного рынка перспективной генерирующей мощности;
создание условий для развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии с учетом обеспечения системы коммерческого учета электроэнергии на розничном рынке;
создание стимулов для гарантирующих поставщиков на розничном рынке электроэнергии по оптимизации затрат на покупку электроэнергии с оптового рынка в целях снижения стоимости транслируемой нерегулируемой цены на электроэнергию розничным потребителям;
обеспечение для потребителей информационной открытости деятельности инфраструктурных организаций электроэнергетики, в том числе с учетом необходимости опубликования информации о наличии свободных мощностей для присоединения к электрическим сетям, информации о ходе исполнения инвестиционной программы.
Эти направления должны быть положены в основу программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых в рамках Концепции.
Очень важно иметь механизмы реализации взвешенных подходов по соблюдению баланса интересов поставщиков и потребителей регулируемых видов товаров и услуг. С одной стороны, устанавливаемые цены (тарифы) должны обеспечивать окупаемость затрат организаций, осуществляющих производство (генерацию), транспортировку и сбыт электрической и тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжающих и газоснабжающих организаций, связанных с предоставлением товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию. С другой стороны, превышение допустимого уровня роста цен и тарифов может привести к снижению финансовой устойчивости, а порой и к банкротству потребителей.
В этой связи должны быть разработаны модели оценки влияния цен и тарифов в различных вариантах на деятельность потребителей. При этом крупные предприятия рекомендуется рассматривать индивидуально, а малые и средние - по видам их деятельности. Вместе с тем в разрезе муниципальных образований особого внимания требует оценка влияния предлагаемых изменений на деятельность бюджетообразующих и градообразующих предприятий, даже если они не относятся к числу крупных.