1. Оценка текущего состояния развития здравоохранения в Псковской области
1. Развитие здравоохранения в Псковской области ориентировано на создание эффективной системы, способной обеспечить население Псковской области своевременными профилактическими мероприятиями, доступной и качественной медицинской помощью, с использованием достижений медицинской науки, а также реабилитационной и санаторно-курортной помощью.
2. Доступность социальных услуг в сфере охраны здоровья обеспечивается территориальным распределением медицинских объектов и укомплектованностью медицинским персоналом.
3. Нормативы объема медицинской помощи ежегодно устанавливаются территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Псковской области на основании программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемых постановлениями Правительства Российской Федерации.
Учитывая тенденцию к развитию стационарозамещающих технологий, паллиативной медицинской помощи и внедрению новых ресурсосберегающих медицинских технологий, проводится реструктуризация и оптимизация коечного фонда, направленная на снижение коек в круглосуточных стационарах и увеличение коек дневного пребывания.
4. В период 2014 - 2023 гг. на территории Псковской области реализовывалась Государственная программа Псковской области "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Администрации Псковской области от 28 октября 2013 г. N 488 (далее - государственная программа 2013 года).
5. В результате реализации государственной программы 2013 года в 2022 году:
1) показатель численности населения составил 608,841 тыс. человек (за аналогичный период 2021 года - 613,356) при плановых значениях 608,200;
2) показатель смертности от всех причин составил 17,8 случая на 1000 населения (за аналогичный период 2021 года - 21,8) при плановом значении 18,5;
3) показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении составил 67,70 лет (за аналогичный период 2021 года - 67,69) при плановом значении 68,56;
4) показатель суммарного коэффициента рождаемости составил 1,48 (за аналогичный период 2021 года - 1,49) при плановом значении 1,46;
5) показатель смертности населения в трудоспособном возрасте составил 652,5 умерших на 100 тыс. населения (за аналогичный период 2021 года - 799,1) при плановом значении 608,5.
6. Негативные демографические тенденции - снижение ожидаемой продолжительности жизни и избыточная смертность обусловлены влиянием пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - COVID-19), которая явилась одним из сильнейших вызовов для системы здравоохранения за последнее столетие.
В целях противодействия распространению COVID-19 основными санитарно-противоэпидемическими мероприятиями были введение в Псковской области требований по изоляции и самоизоляции граждан, а также приостановление проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения.
7. В целях обеспечения доступности экстренной медицинской помощи в Псковской области реализуются мероприятия по развитию санитарной авиации. В рамках национального проекта "Здравоохранение" в 2022 году выполнено 119 вылетов санитарной авиации, эвакуировано 119 человек.
8. Медицинские организации, подведомственные Комитету по здравоохранению Псковской области, нуждаются в дальнейшем оснащении (дооснащении) медицинским оборудованием.
Для оснащения медицинских организаций в 2022 году закуплено рентгеновское и флюорографическое оборудование, компьютерный томограф, видеоэндоскопическое оборудование, аппараты УЗИ и ИВЛ, реабилитационное оборудование, оборудование для функциональной диагностики, стерилизационное оборудование, иные медицинские изделия.
9. В удаленных населенных пунктах Псковской области отмечается недостаточный уровень качества первичной медико-санитарной помощи и ее доступности для населения. В Псковской области отмечается дефицит фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов, а также врачебных амбулаторий.
10. В 2022 году в Псковской области осуществлялась реализация регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения". Одновременно с этим принимались комплексные меры по обеспечению доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, соблюдению приоритетов интересов пациентов и прав граждан на первичную медико-санитарную помощь, которые базируются на постоянном анализе тенденции естественного движения населения Псковской области.
11. В рамках регулярно проводимой работы по контролю за реализацией мероприятий регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения" и своевременного внесения в него дополнительных изменений удалось решить часть задач, поставленных перед системой здравоохранения Псковской области, таких как: оказание медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы; обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения; оснащение медицинских организаций современным медицинским оборудованием.
12. В рамках реализации государственной программы 2013 года в 2022 году осуществлено оснащение медицинских организаций онкологического и сердечно-сосудистого профилей, продолжена реализация мероприятий по лекарственному обеспечению профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, направленных на устранение рисков развития осложнений после перенесенных инфарктов и инсультов.
13. В целях реализации мероприятий по реконструкции (строительству) четырех объектов государственной собственности Псковской области с 2022 по 2025 год ГКУ ПО "Управление капитального строительства" заключены государственные контракты на строительство объектов больничного комплекса филиала Пыталовский ГБУЗ ПО "Островская межрайонная больница" и реконструкцию объектов больничных комплексов ГБУЗ ПО "Гдовская районная больница", ГБУЗ ПО "Печорская районная больница", ГБУЗ ПО "Себежская районная больница".
14. Псковская область имеет дефицит врачей и среднего медицинского персонала. Несмотря на положительную динамику с 2016 года, в 2022 году расчетный дефицит врачей в Псковской области составил 305 врачей и 670 средних медицинских работников.
Одной из основных причин снижения укомплектованности медицинских организаций необходимым количеством медицинских работников является ощутимое снижение заработной платы, вызванное сокращением стимулирующих "ковидных" выплат.
Кроме того, продолжается трудовая миграция медицинских работников из государственных медицинских организаций в медицинские организации частной формы собственности.
15. В Псковской области реализованы мероприятия по привлечению и удержанию медицинских кадров, а также по созданию и настройке компонентов единого цифрового контура в рамках реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)".
16. В целях привлечения и удержания медицинских кадров реализуются меры по совершенствованию системы оплаты труда, предоставляется социальный пакет, включающий предоставление служебного жилья, софинансирование программ ипотечного кредитования, единовременные выплаты при первом трудоустройстве, компенсацию платы за жилье и коммунальные расходы специалистам села, денежные выплаты студентам и ординаторам, обучающимся по целевым направлениям.
17. В рамках оказания первичной медико-санитарной помощи в условиях распространения COVID-19 дополнительно для проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров привлекались непрофильные медицинские организации.