1. Оценка текущего состояния сферы экономического развития, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Псковской области
1. В 2021 году производство валового регионального продукта (далее - ВРП) в Псковской области составило 220 млрд рублей и по сравнению с 2020 годом выросло на 1,6 % (для справки: по России - на 7,3 %, по Северо-Западному федеральному округу - на 12,5 %).
2. Наибольший вклад в формирование ВРП Псковской области вносит промышленное производство, на долю которого приходится более 21 % валовой добавленной стоимости.
3. Промышленное производство Псковской области представляет собой многоотраслевой комплекс, насчитывающий порядка 142 крупных и средних предприятий. Среднегодовая численность работающих в промышленности за 2022 год составила 58,2 тыс. человек (порядка 20,6 % от среднегодовой численности занятых в экономике Псковской области).
В 2022 году индекс промышленного производства составил 99,4 % к соответствующему периоду предыдущего года.
4. Основу промышленного производства Псковской области составляют обрабатывающие производства (16,5 % ВРП в 2021 году).
Текущее состояние развития обрабатывающих производств Псковской области характеризуется неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности.
5. По итогам 2022 года наблюдается значительное сокращение следующих видов экономической деятельности, составляющих основу обрабатывающего производства Псковской области: "производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов" (на 28,6 %), "производство мебели" (на 25,4 %), "производство текстильных изделий" (на 23,1 %), "производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки" (на 20,7 %), "производство металлургическое" (на 19,6 %), "производство электрического оборудования" (на 9,7 %), "производство пищевых продуктов" (на 2,8 %).
Вместе с тем отмечается рост следующих видов экономической деятельности: "производство резиновых и пластмассовых изделий" (на 90,7 %), "производство химических веществ и химических продуктов" (на 89,1 %), "ремонт и монтаж машин и оборудования" (на 57,8 %), "производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (на 56,1 %), "производство прочих транспортных средств и оборудования" (на 30,5 %), "производство напитков" (на 20,5 %), "производство прочих готовых изделий" (на 9,8 %).
Данные колебания вызваны введенными в 2022 году беспрецедентными санкциями в отношении Российской Федерации, в результате которых большинство предприятий столкнулись с рядом проблем, связанным с уходом с российского рынка иностранных производителей, с разрывом сложившихся экономических связей, что привело к нарушению производственных, логистических и финансовых цепочек. Предприятиям пришлось перестраивать бизнес-процессы, перенастроить кооперационные связи, формировать новые схемы поставок, менять условия расчетов с поставщиками.
В этой связи возникла необходимость в решении задач по импортозамещению, созданию системы долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности промышленных производств на внутреннем рынке.
6. Для обеспечения устойчивого сбалансированного и динамичного развития экономики Псковской области и стабильного роста объемов ВРП необходимы соответствующие темпы инвестиций в основной капитал.
В условиях замедления темпов роста экономики на фоне принимаемых мер по с борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и введенных недружественными странами санкций в связи с началом специальной военной операции наблюдается спад инвестиционной активности.
По итогам 2022 года объем инвестиций в основной капитал уменьшился на 29 % и составил 26,08 млрд рублей.
7. Кроме того, в рамках санкционных ограничений, вводимых недружественными странами, Европейской комиссией в одностороннем порядке с марта 2022 года остановлено финансирование проектов международных программ, решающих важные региональные социально-экономические задачи. Более 80% проектов носили инвестиционный характер и предусматривали реконструкцию объектов, модернизацию инфраструктуры и закупку оборудования.
8. В 2021 году отмечалось снижение доли малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в ВРП с 30,1 % в 2020 году до 28,3 % в 2021 году.
Данное снижение связано с введенными ограничениями в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - ограничительные меры), которые в значительной степени коснулись основных видов экономической деятельности в таких сферах деятельности как "туризм", "общественное питание", "гостиничный бизнес", "дополнительное образование", "торговля".
9. Субъекты МСП в указанных сферах деятельности в период действия ограничительных мер столкнулись со значительным снижением выручки, что повлекло снижение и количества субъектов МСП.
По итогам 2022 года в Псковской области также наблюдается незначительное сокращение количества субъектов МСП (около 1,5 %).
В сфере МСП в 2022 году было занято 59,02 тыс. человек, в том числе: на средних предприятиях - 7,85 тыс. человек, на малых предприятиях - 25,33 тыс. человек, на микропредприятиях - 25,84 тыс. человек.
10. Для поддержки субъектов МСП были предоставлены льготные кредиты, а также "кредитные каникулы". В отношении впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в IT-сфере, введены "налоговые каникулы".
Законом Псковской области от 08 мая 2020 г. N 2078-ОЗ "О введении в действие на территории Псковской области специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" на территории Псковской области с 1 июля 2020 года введен специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". В результате спустя один месяц после введения указанного специального налогового режима более 550 налогоплательщиков Псковской области зарегистрировались в качестве самозанятых и на конец 2022 года их количество нарастающим итогом составило 17 тыс. человек.
11. Реализуемые в предыдущие годы мероприятия Государственной программы Псковской области "Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности", утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 28 октября 2013 г. N 499, позволили создать инструменты финансовой поддержки промышленного производства и малого предпринимательства, сформировать правовую основу инвестиционной деятельности.
Вместе с тем необходимо продолжение системной работы в сфере экономического развития Псковской области, в том числе разработка новых комплексов мероприятий, направленных на достижение национальных целей и задач государственной политики в сфере экономического развития, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
12. Государственная политика в сфере реализации государственной программы направлена на достижение национальной цели, установленной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" - достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
13. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы соответствуют стратегическим приоритетам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".