Действующий

О государственной программе Псковской области "Поддержка развития местного самоуправления в Псковской области"

II. Стратегические приоритеты

     
1. Оценка текущего состояния развития местного самоуправления в Псковской области


1. Развитие местного самоуправления является одним из важнейших элементов в реализации государственной политики всех уровней власти.

В соответствии с пунктом 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

2. Местное самоуправление, являясь одновременно и институтом народовластия и самостоятельным уровнем публичной власти, наиболее приближенным к населению, выступает центральным элементом в механизме взаимодействия гражданского общества и государства. Эффективно организованное местное самоуправление позволяет рационально использовать ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

3. Для обеспечения стабильного развития Псковской области необходимо создать условия для развития местного самоуправления. Необходимо укреплять основы местного самоуправления, повышать эффективность деятельности органов местного самоуправления, так как именно их работоспособность во многом определяет качество жизни населения и возможности муниципальных образований к развитию; привлекать жителей Псковской области к непосредственному участию в осуществлении местного самоуправления и посредством этого выстраивать эффективную систему взаимодействия органов местного самоуправления с населением, создавать эффективную территориальную организацию местного самоуправления.

4. Характеристика местного самоуправления в Псковской области немногим отличается от других субъектов Российской Федерации. Основной характерной особенностью муниципальных образований в Псковской области является наличие большого количества малонаселенных поселений.

5. В результате проведенного в первой половине 2023 года преобразования 8 муниципальных районов и поселений, входящих в их состав, было создано 8 муниципальных округов. Таким образом, по состоянию на 01.09.2023 в Псковской области местное самоуправление осуществлялось в 103 муниципальных образованиях - 16 муниципальных районах, 8 муниципальных округах, 2 городских округах, 17 городских и 60 сельских поселениях.

6. Подавляющее большинство муниципальных образований в Псковской области (более 90%) представляют собой поселения с численностью населения менее 5 тыс. человек.

В 21 муниципальном образовании со статусом сельского поселения численность населения составляет менее 1 тыс. человек. Эти муниципальные образования имеют ограниченные финансовые ресурсы и неразвитую инфраструктуру, ввиду чего не представляют интереса ни для граждан, ни для инвесторов. Недостаточность налогооблагаемой базы и отсутствие источников финансирования для решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), имеют место во всех малонаселенных муниципальных образованиях области.

Органы местного самоуправления малонаселенных поселений не обладают возможностью самостоятельного решения вопросов местного значения.

7. Основными инструментами влияния на сложившуюся в муниципальных образованиях ситуацию являются государственные программы, система распределения межбюджетных трансфертов.

8. Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1370 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1370), предусматривают, что органы государственной власти должны создавать правовую и экономическую основу деятельности органов местного самоуправления, реализовывать государственную политику, направленную на развитие местного самоуправления, способствовать тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения.

9. Механизм вовлечения населения в процесс развития своих поселений в Псковской области активно стал использоваться, начиная с 2019 года, благодаря тому, что в Псковской области большое внимание стало уделяться мерам государственной поддержки территориального общественного самоуправления. Жители Псковской области стали активно участвовать в создании территориального общественного самоуправления (далее также - ТОС).

В Псковской области функционирует 524 ТОС.

С 2018 года количество ТОС увеличилось с 18 до 524.

10. Основным толчком к увеличению количества ТОС послужила грантовая поддержка, выделяемая ежегодно из областного бюджета на реализацию проектов ТОС.

Областной конкурс проектов ТОС проводится по инициативе Правительства Псковской области с 2019 года.

Всего на конкурс проектов ТОС с 2019 года направлено 137 млн рублей. Ежегодно эта сумма увеличивается.

На 2023 год объем средств, выделяемых из областного бюджета, составил 55 млн рублей, поддержано 159 проектов ТОС. Максимальный размер гранта - 500 тыс. рублей.

11. Территориальное общественное самоуправление - не единственная форма участия населения в местном самоуправлении. В настоящее время в Псковской области развита такая форма реализации местных инициатив, как инициативное бюджетирование.

С 2021 года на территории Псковской области реализуется конкурсный отбор инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

Общее количество жителей, принявших участие в обсуждении проектов инициативного бюджетирования за два года проведения регионального конкурсного отбора, составило более 7 тыс. человек. Количество благополучателей по итогам реализации проектов в 2022-2023 годах составит не менее 108 тыс. человек.

12. В настоящее время кадровое обеспечение является проблемным вопросом для органов местного самоуправления, в особенности для малонаселенных поселений.

Деятельность органов местного самоуправления протекает в условиях постоянно изменяющегося законодательства, большого количества реализуемых проектов. В этой связи большие требования предъявляются к результатам деятельности, в том числе к правовому обеспечению работы. В этих условиях очень важна способность муниципальных служащих быстро ориентироваться в происходящих процессах, совершенствовать правовое поле, грамотно реализовывать предусмотренные действующим законодательством процедуры, оперативно принимать квалифицированные решения.

В небольших поселениях подбор кандидатов на муниципальные должности и должности муниципальной службы существенно ограничен отсутствием необходимых специалистов в составе населения и недостаточными возможностями для привлечения специалистов извне. При этом перечень и объемы задач в малонаселенных муниципальных образованиях ничем не отличаются от задач, стоящих перед крупными поселениями, а зачастую и усложняются отсутствием ресурсов для их решения.

13. Необходимость оказания лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим образовательной, консультационной, методической и информационной поддержки очень актуальна и востребована.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления области зависит от профессиональной подготовки и деловых качеств выборных должностных лиц и муниципальных служащих. В этой связи наиболее актуальным является реализация комплексных мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня муниципальных служащих Псковской области.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы