Геополитической особенностью области является ее приграничное расположение, наличие границ сразу с тремя иностранными государствами. Таким образом, географическое положение области придает ей статус транспортного коридора "Россия - Европа" и неизбежно включает территорию Псковской области в структуру межрегионального и межгосударственного нелегального наркотрафика.
Область располагает развитой транспортной инфраструктурой. Автотрассы и железнодорожная сеть связывают ее с Москвой, Санкт-Петербургом, Киевом, Республикой Белоруссия, со столицами стран Балтии, портами Мурманска, Калининграда и Ленинградской области.
Наличие внешней границы региона с Эстонией, Латвией, Республикой Беларусь общей протяженностью 823 км, его развитая приграничная транспортная инфраструктура, через которую осуществляются интенсивные международные грузовые и пассажирские перевозки, позволяют наркодельцам рассматривать территорию области прежде всего с точки зрения организации каналов контрабанды наркотиков.
Социально-демографические факторы региона, в целом характеризующиеся как неблагоприятные (низкий уровень жизни, депопуляция, относительно низкая доля молодежи в структуре населения), имеют амбивалентное значение для состояния наркоситуации: с одной стороны, демографическая ситуация может способствовать росту наркопотребления как результата экономической деградации части населения, ведущей к девиантному поведению, с другой - сдерживает количество лиц, употребляющих наркосодержащие и психотропные препараты в немедицинских целях, т.к. данные практики в меньшей степени характерны для лиц старшего возраста и относительно дороги для приобретения.
Положительным фактором, сдерживающим распространение наркотизации, являются климатические условия, ограничивающие местную сырьевую базу для производства ряда наркотических веществ (маковая солома, каннабис, гашиш), а также отсутствие на территории региона легальных производств наркотических веществ в медицинских целях.
Миграционные процессы, детерминированные старением коренного населения и сложной экономической ситуацией, вынуждающей экономически активную часть населения к экономическим миграциям (в т.ч. - сезонным) на территории других субъектов РФ и в зарубежные страны, потенциально способствуют привнесению на территорию региона практик наркопотребления, ранее не характерных для него.
Оперативная обстановка в сфере незаконного оборота наркотиков на территории города характеризуется деятельностью интернет-магазинов, на площадках которых осуществляется сбыт синтетических и растительных наркотиков. Наркоситуация характеризуется бесконтактным способом сбыта наркотиков и появлением новых видов синтетических психоактивных веществ.
За 12 месяцев 2020 года в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на территории города Пскова: зарегистрировано 528 наркопреступлений (АППГ - 551, -4,2%), из них сотрудниками ОВД выявлено 487 (АППГ - 522, -6,7%) преступлений, из них 449 тяжких и особо тяжких составов, что на 4,8% ниже АППГ (472 преступления).
Раскрыто сотрудниками ОВД 403 (АППГ - 286, +40,9%), из них тяжких и особо тяжких 373 (АППГ - 256). Выявлено сотрудниками правоохранительных органов 80 лиц (АППГ - 71, 12,7%). Привлечено к уголовной ответственности 77 человек (АППГ - 70, +10%), в том числе 52 за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (АППГ - 49, +6,1%).
Сотрудниками ОКОН УМВД выявлено 255 преступлений (АППГ - 69, +269%), из них 16 УД на 255 эпизодов, 12 УД на 69 эпизодов. Выявлено 18 лиц (АППГ - 15, +13%), из них по тяжким, особо тяжким 14 (АППГ - 13 лиц).
Всего за год из незаконного оборота изъято 1кг. 618гр. наркотических средств и психотропных веществ (АППГ - 1257гр, +28,7%).
В рамках реализации программы предполагается обеспечить разрешение части обозначенных проблем практической работы по профилактике злоупотребления психотропными веществами. Такими проблемами являются: организация системы межведомственного взаимодействия и формирования информационного культурного мировоззрения у детей, подростков, молодежи и взрослого населения области; качественная профилактическая деятельность, направленная на ограничение доступа населения, особенно молодежи, к наркотическим средствам; внедрение эффективных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих развитие мотивов отказа от "пробы" и приема наркотических средств, включая табак и алкоголь; повышение профессионального уровня специалистов системы профилактики; улучшение материально-технической базы муниципальных учреждений, работающих с населением по профилактике наркотизации населения.
Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику по снижению общего количества совершенных преступлений, безопасность населения еще не является достаточной, а достигнутые позитивные изменения не приобрели устойчивого и повсеместного характера.
По итогам 12 месяцев 2020 года общее количество преступлений, совершенных на территории города Пскова (по всем линиям) возросло на 20,0% и составило 2869 преступлений (АППГ - 2390), в том числе почти на 17,0% (1013-1184) с тяжкими и особо тяжкими составами.
Краж и мошенничеств с использованием ИТТ совершено в 2,5 раза больше (кражи: 173-398, мошенничества: 188-461). Эти два вида преступлений дали прирост почти в 500 (498) фактов преступных деяний, что больше общего прироста зарегистрированных на территории города преступлений за весь прошедший год (479).
Несмотря на то, что 42,0% раскрытых мошенничеств и краж, совершенных в сфере ИТТ (58 из 139), приходится на город Псков, раскрываемость этого вида преступлений по-прежнему самая низкая из всех категорий: 8,6% раскрываемость краж, 6,3% мошенничеств. А в сравнении с прошлым годом раскрываемость данных преступлений снизилась на 9 и 6,5 процента соответственно.
Анализ состояния криминогенной обстановки в городе по другим видам преступлений показывает, что существенного осложнения не допущено. Меньше, либо не допущено роста, таких преступлений как: убийства (7-6), умышленные причинения тяжкого вреда здоровью (34-20), в том числе со смертельным исходом (4-3), разбойные нападения (9-5), квартирные кражи (45-25), кражи транспортных средств (10-10), в том числе автомобилей (9-6), умышленные поджоги (14-8).
По двум направлениям, помимо сферы ИТТ, зафиксирован рост преступлений. Это квалифицированные грабежи (11-13), а также кражи, предусмотренные частями 1 и 2 УК РФ.
С начала 2020 года произошел спад преступлений, совершенных на улицах города на 31,6%, что составило 416 преступлений (АППГ - 606).
Также, на 21,5% уменьшилось количество преступлений, совершенных в общественных местах на территории города Пскова и составило 773 преступления (АППГ - 985).
Общая раскрываемость преступлений, совершенных в общественных местах увеличилась на 2,8% и составила 82,3% (АППГ - 79,5 %), раскрываемость уличной преступности увеличилась на 4,2% и составила 85,9% (АППГ - 81,7%).
Сотрудниками УМВД в общественных местах раскрыто 109 преступлений связанных, с незаконным оборотом наркотиков, что на 6,8% меньше показателей предыдущего года (АППГ - 117).
Общее количество зарегистрированных преступлений небольшой и средней тяжести, совершенных в общественных местах, увеличилось на 2,5%, и составило 610 преступлений (АППГ - 595), на улицах увеличилось на 11,7%, и составило 305 преступлений (АППГ - 273).
Нужна высокоэффективная система профилактики преступлений и правонарушений. Решение этой важнейшей социальной задачи только правоохранительными методами невозможно. Существующие институты системы профилактики правонарушений часто действуют разрозненно и неэффективно.
Поскольку вопрос обеспечения законности и правопорядка, личной и общественной безопасности, усиления борьбы с преступностью и иными правонарушениями во всех сферах жизнедеятельности человека занимает одно из наиболее важных мест в деятельности органов власти области и является стратегическим, он должен решаться программно-целевыми методами.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400, коррупция является одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества. Рост коррупции в России - один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность. Коррупция негативно сказывается на внешнем имидже и инвестиционном рейтинге страны.
Противодействие коррупции остается важнейшей задачей деятельности российского государства и гражданского общества.
Коррупция приобрела высокую общественную опасность. Она начала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, стабильности демократических институтов и моральным устоям общества, препятствовать здоровой конкуренции, затруднять экономическое развитие. Подменяя публично-правовые решения и действия коррупционными отношениями, основанными на удовлетворении в обход закона частных противоправных интересов, коррупция оказывает разрушительное воздействие на структуры власти и управления, становится существенным тормозом экономического и социального развития, препятствует успешной реализации приоритетных национальных проектов.